PhotoForum.ru - free photo gallery for digital and film photographers

You must enable cookie in your browser.

You must enable JavaScript in your browser.

articles

«Бытовое явление» микропейментовых фотобанков

Ярослав Амелин

«Бытовое явление» - выражение, обозначающее какое-либо отрицательное явление, которое стало или становится обычным.

Каждый фотограф затрачивает много усилий, чтобы получить действительно хорошее изображение. Возможно, вам придется сделать сотни кадров только ради одного единственного сюжета. Есть съемки, которые требуют длительной подготовки, чрезвычайной сосредоточенности и регулярной работы по совершенствованию мастерства и обогащению опытом. И даже те фотографы, которые как по мановению волшебной палочки получают идеальный кадр с первого раза, затратили ничуть не меньше усилий - просто они это сделали раньше.

Но далеко не каждый фотограф готов назначить разумную и адекватную цену за фотографию. За сколько продать свою работу, как оценить свой труд и можно ли пойти на уступки? Я уверен, что эти вопросы волновали фотографов не раз, и я не меньше уверен, что в большинстве случаев все предпочитали плыть по течению реки, нежели посмотреть вперед и увидеть водопад. Что лучше: продать дешево сейчас или дорого потом? Или вообще не продавать? Это непростые вопросы. Но мало у кого возникнут возражения, что продать дорого сегодня лучше, чем продать тоже сегодня, но дешево. Тем не менее, можно не переставать удивляться, что очень и очень многие фотографы выбирают именно последний вариант: дешево сейчас вместо дорого сегодня.

Что такое микропейментовые фотобанки? Это в своей сути программы-роботы, которые принимают и очень дешево продают изображения. Конечно, как положено в современном мире, все происходит через Интернет. Фотограф отправляет изображения на сайт фотобанка, куда шлют свои произведения еще тысячи фотографов. Из постоянно текущей «реки фотографий» клиенты покупают понравившиеся картинки. Они платят немного. Настолько немного, что везде говорят «микрооплата» («micropayment»), подчеркивая ничтожность сумм: от нескольких центов (преимущественно) до двух-трех «условных единиц». Довольны ли владельцы фотобанка? Безусловно. Довольны ли клиенты? Отчасти. Довольны ли фотографы? Почти никогда.

Привлекательность микропейментовых фотобанков строится на формировании у фотографа ощущения массовости. Ему говорят: да, цены очень низкие, но будет продаваться много фотографий во все уголки света, и в результате вы получите кругленькую сумму на банковский счет. Это работает? Работает, но, как всегда, в более приземленном варианте. Вам надо высылать много, очень много весьма хороших изображений ежедневно, так как фактически вы конкурируете с фотографами со всего мира в режиме on-line, которые тоже хотят легких денег. У вас не очень получится продавать неудачные «карточки», так как клиенты всегда берут самое лучшее. И их можно понять, не так ли?

Но возможность продавать свои работы - это личное дело каждого фотографа, и только он в праве решать, как поступить со своим фотографическим капиталом. Я только укажу на несколько негативных моментов, которыми оборачивается вроде бы безобидное размещение изображений в микропейментовом фотобанке.

Во-первых, если вы честный человек, то уже никогда не сможете продать изображения, размещенные в микропейментовых фотобанках, с передачей исключительных прав. И поэтому никогда не получите действительно высокую цену за свою работу. Ту цену, которую заслуживает фотография. Но вы не сможете продать изображение и в статусе «right management» - «изображение с управляемыми правами» - когда четко контролируется каждый случай передачи авторских прав (подробнее о правовых статусах изображений: http://www.profimages.ru/articles/detail.php?ID=13896). Так как неизвестны условия использования фотографии купленной в микропейментовом фотобанке. А если они и известны, то в большинстве случаев недостоверны и непроверяемые. Поэтому более выгодные продажи для рекламы, на календари, в журналы и для другой массовой продукции тоже закрыты.

Во-вторых, увидев одинаковые работы в микропейментовом фотобанке и, например, серьезном отечественном, потенциальный клиент в 99 случаях из 100 примет решение купить работу в несколько десятков раз дешевле, даже если он готов отдать разумные деньги за хорошую фотографию. Таким образом, продать изображение за цену, адекватную затраченным усилиям, вряд ли получится. А продав работу всего один раз в отечественном фотобанке, вы сразу получите сумму, которая превышает продажи десятков и сотен микропейментовых картинок.

В-третьих, в долгосрочной перспективе вы способствуете снижению цен на рынке. Предлагая дешевые работы сравнимого качества, вы устраиваете сильный демпинг, что отражается, прежде всего, на профессиональных фотографах, для которых создание изображений основная работа. Возможно, вам все равно, за сколько продавать фотографии, так как вы снимаете только на выходных, когда гуляете с семьей, и всю неделю сидите за компьютером. Но это не повод устраивать недобросовестную конкуренцию с профессиональными фотографами, которые не только делают качественные работы, но и вынуждены регулярно инвестировать в фототехнику. Здесь поднимается вопрос профессиональной этики, о которой, к сожалению, в нашей стране часто забывают.

И к чему же мы пришли? К тому, что разместив изображение в микропейментовом фотобанке, вы ставите крест на его судьбе. И к тому, что в лучшем случае «сработав» несколько раз, оно утонет в широкой реке постоянно обновляющегося потока визуальной информации, принеся деньги, сравнимые со стоимостью Интернет-трафика потраченного на работу с ресурсом. Я уже не говорю о сотнях фотографий, которые уйдут вниз по течению и закончат жизнь в водопаде, так и не увидев свет ни со страниц печатной продукции, ни с экрана монитора. Возможно, там были хорошие работы. Может быть, там их не было. Но теперь это не важно - они все равно никому не нужны.

Работая с серьезным фотобанком, вы инвестируете в свое будущее. Работая с микропейментовым фотобанком, вы инвестируете в постоянно уходящее время. Сможете обогнать время? Я сомневаюсь.