PhotoForum.ru - free photo gallery for digital and film photographers

You must enable cookie in your browser.

You must enable JavaScript in your browser.

articles

Вспышки Metz: реальная альтернатива?

С.Дубильер

Вспышка на фотоаппарате давно уже стала обязательным аксессуаром, применяемым почти во всех видах и жанрах съёмки.

Минули уже времена, когда нестудийная съёмка со вспышкой неизменно ассоциировалась с вечными поисками розетки, путанием в проводах, расчётами и установкой необходимой диафрагмы и выдержки и другими мало относящимися к процессу съёмки занятиями. Автономные вспышки, работающие от батареек и аккумуляторов, освободили фотографа от части проблем, появление автоматики во вспышках превратило процесс съёмки с ней из лотереи (угадал - не угадал) в процесс, мало отличающийся по предсказуемости результатов от съёмок при естественном свете. Ну а появление TTL-замера (Through The Lens - через объектив) для вспышек сделало съёмку со вспышкой ещё проще и безошибочнее, особенно в сложных условиях. С другой стороны, внедрение TTL-замера уже требует выпуска согласованных вспышек, т.е. вспышек, специально приспособленных для работы с какой-то определённой системой аппаратов.

Современная согласованная вспышка - довольно сложное устройство, контролируемое встроенным специализированным микрокомпьютером. Наиболее ярко это видно на примере автофокусных систем, где насыщенность электроникой создаёт предпосылки для реализации таких режимов взаимодействия аппарата со вспышкой, которые ещё недавно считались фантастикой, например - 3D замер у Nikon, E-TTL у Canon, дистанционный беспроводный TTL-режим у Minolta.

Но у этих электронных чудес есть и оборотная сторона медали. Как и у любой сложной системы, у пары аппарат-вспышка могут возникать проблемы совместимости. Причём проблемы чаще всего возникают при использовании различных дополнительных режимов, расширяющих возможности этого тандема. Фирмы-производители фотоаппаратуры, выпуская вспышки для своих фотоаппаратов, обычно тщательно следят за отсутствием даже мелких "недоразумений" в алгоритмах обмена информацией между вспышками и аппаратами. Сами эти алгоритмы обычно довольно сложны, к тому же фирмы-производители, если не держат их в секрете, то, во всяком случае, не считают нужным опубликовывать их во всех подробностях.

Однако вспышки, как и сменная оптика, выпускаются также и "независимыми" производителями. Чем они привлекательны для покупателя? Часть таких вспышек, представляемая фирмами Sigma, Soligor, Cullmann, Unomat - более низкой, чем у "родных", ценой. Естественно - более низкая цена чаще всего получается при ухудшении их данных в сравнении с "родными". Другие же, например Metz, при цене, близкой к цене "родных" вспышек, не только отрабатывают большинство режимов, аналогично "родным", но и предоставляют пользователю ещё и свои, иной раз совершенно уникальные режимы работы и систему принадлежностей.

Если с первыми - всё понятно (кроме меньшей цены они ничем не примечательны), то вспышки Metz (в первую очередь - 40-й серии) представляют собой (при некоторых условиях) довольно реальную альтернативу "родным" при выборе.

Поэтому основное внимание я хотел бы уделить именно вспышкам Metz 40-й серии, ведь они наиболее близки по своим характеристикам к топ-вспышкам фирм-производителей автофокусной фототехники - Minolta (5400HS), Canon (SL540EZ), Nikon (SB-28), Pentax (500FTZ).

Вспышки более лёгкого класса (Minolta 3500xi, Canon SL380EX, Nikon SB-27, Pentax 330FTZ) сравнивать с близкими по мощности вспышками Metz 32-й серии довольно тяжело - они значительно отличаются друг от друга по функциям, а Metz 50MZ-5 - не имеет даже приближённого аналога среди "родных" вспышек.

Немаловажно и то, что Metz - фирма, имеющая большой опыт в производстве портативных профессиональных вспышек и специализирующаяся на их выпуске, и у неё есть очень неплохая ниша на рынке фотоаппаратуры.

Очень часто покупка вспышек Metz - оптимальный вариант (например - при использовании на нескольких системах фотоаппаратуры), просто надо ко всему подходить здраво и не пытаться найти там то, чего нет - вспышки Metz не хуже и не лучше "родных" того же класса.

Совместимость вспышек Metz с современными аппаратами весьма хороша, хотя по отработке некоторых дополнительных режимов в большинстве случаев она уступает "родным" вспышкам. Причём мелкие "неприятности" чаще всего возникают в области индикации и power saving.

С другой стороны вспышки Metz позволяет иметь много возможностей, которые недоступны "родным" вспышкам. Также - система аксессуаров у Metz очень развита и интересна, такой системы нет практически ни у одной другой фирмы; очень важна возможность работать со сменными адаптерами на камерах разных систем (если их используется сразу несколько, то Metz - практически идеальный вариант).

Итак, для тех, перед кем проблема выбора актуальна.

Достоинства вспышек Metz обычно изложены в рекламной литературе, но на всякий случай перечислю их ещё раз.

Режимы, которые есть у Metz но нет у "родных" вспышек (имеются в виду выпускаемые ныне Metz 40MZ-3, её упрощённый вариант 40MZ-1 и недавно снятая с производства 40MZ-2):

  • "А"-режим, т.е. работа автоматики с встроенным во вспышку светоприёмником. При этом диафрагма и чувствительность плёнки считываются из аппарата, что очень удобно в некоторых случаях. - режим программирования и быстрого вызова введённых ранее программ. Весьма удобен для тех, кто любит часто пользоваться нестандартными режимами.
  • наклон излучателя вспышки вниз на 7 и 15 градусов. Применяется при съемке на близком расстоянии (при этом лучше освещается нижняя часть кадра). Расстояние при съёмке - не ближе 40-50 см, на более близких расстояниях нижняя часть кадра всё-же затемняется, даже при применении рассеивателя.
  • второй излучатель (вспышки Metz 40MZ-2 и 40MZ-3). Это - на любителя, возможность толкового применения этого режима сильно ограничена, требует хорошего глазомера для рассчётов, а часто и совсем отсутствует.
  • режим "расширенного зума" (extended zoom) вспышек Metz 40MZ-1 и MZ-3. Он удобен при использовании вспышек на различного рода рукоятках, и совершенно необходим при выносе вспышки на кронштейнах, конструкция которых предполагает разворот оси излучателя вспышки относительно кадра.
  • встроенный (выдвижной) рассеиватель для угла рассеяния, соответствующий объективу с фокусным расстоянием 20мм (вспышки Metz 40 MZ-1 и MZ-3). Снимать со вспышкой таким объективом редко кому приходится, однако - зарекаться не стоит. Этот рассеиватель также неплохо применять при макросъёмке (для более равномерного освещения объекта съёмки), и при работе отражённым светом.

Конечно, кроме достоинств у системы Metz есть и недостатки. О них обычно нигде не говорится. А зря. Хорошо представляя соотношение достоинств и недостатков каждой системы, легче сделать обоснованный выбор.

Metz даёт некоторые возможности, которых не имеют "родные" вспышки. Hо при этом всегда почему-то скромно умалчивается о том, чего не может Metz в отличие от родных вспышек - дать полной совместимости и беспроблемной поддержки всех режимов аппарата, как "родные" вспышки.

Чтобы не быть голословным, приведу результаты сравнения минольтовской топ-вспышки 5400HS/xi и вспышки Metz 40MZ-1 с адаптером SCA-3301m2. Тестирование проводилось на аппаратах Minolta Dynax 500si super, 600si и 800si.

  • ТТЛ-режим. Единственный режим, который отрабатывается и индицируется в видоискателе совершенно одинаково у обеих вспышек. Также - одинаково работает автовыключение вспышки в программном режиме. Осуществляется без проблем (если позволяет аппарат) и экспокоррекция при работе со вспышкой (600si/700si/800si), и синхронизация по второй шторке (800si), синхронизация на длительных выдержках (500siSuper/600si/700si/800si и некоторые из аппаратов более раннего выпуска), вспышка-подсветка с контролем контраста (большинство аппаратов).
  • режим сохранения энергии (рower saving). Любую "родную" вспышку достаточно лишь установить в салазки аппарата, и она сразу же (при любых операциях с аппаратом) начинает работать; снятую с аппарата вспышку выключать не нужно - она сама "заснет" через несколько минут. "Заснёт" вспышка и на аппарате, если им какое-то время не пользоваться, но она тотчас "проснётся" опять, когда аппаратом воспользуются вновь. Вспышки Metz, к сожалению, не поддерживают этот режим аппарата, имея только свой собственный режим автоотключения, который, будучи активированным, выключает вспышку после 10 минут бездействия. "Будит" ее только нажимание на кнопки "+" или "-". Приятной эту новость я бы не назвал - вспышку приходится включать и выключать вручную, на экономичности это сказывается весьма негативно, да и вспышка иногда может "заснуть" в самый неподходящий момент.
  • "горячий башмак" - отдельная песня. Минольтовский "горячий башмак", появившийся впервые на Minolta 7000i, проектировался с учетом максимальной легкости и быстроты установки и снятия вспышки. Т.е. для установки "родных" вспышек на аппарат их достаточно лишь вдвинуть в салазки горячего башмака, а для снятия - нажать на кнопку и выдвинуть из салазок. Минольтовский "горячий башмак" в исполнении от Metz потерял все свои достоинства - для надевания и снятия вспышки нужно повернуть на несколько оборотов маховик, опускающий и поднимающий фиксатор. На мой взгляд - вариант, предлагаемый Metz, менее удобен.
  • подсветка системы автофокусировки аппарата. У "родных вспышек" вспышка для фокусировки в темноте излучает яркую и четкую тройную "полосаточку", подсвечивая три горизонтально расположенных сенсора фокусировки. Metz излучает "полосаточку" только для центрального сенсора; при этом яркость, четкость и размеры её - заметно хуже, чем у "родных" вспышек (3500xi и 5400HS/xi), но тем не менее - её мощности достаточно для устойчивой работы системы АФ. Также - Metz не позволяет воспользоваться подсветкой автофокусировки, не используя вспышку (вспышки 3500xi и 5400HS/xi это позволяют в положении "off"). Последний режим удобен при использовании на аппаратах, не имеющих встроенной LED-подсветки системы автофокусировки (например - Minolta 500si, 600si) длиннофокусных объективов с невысокой светосилой в условиях пониженной освещённости.
  • моторное зумирование. У "родных" вспышек зумирование происходит менее ступенчато, чем у Metz. Например, у вспышки Minolta 5400HS, кроме положений зум-рефлектора 24-28-35-50-70-85-105 (Metz 40MZ-1) есть ещё по несколько промежуточных положений. На мой взгляд, это не слишком принципиально, ведь ведущее число при этом меняется незначительно. У вспышек Metz автозумирование выполняется тише и чуть медленнее (субъективно), чем у 5400HS/xi, последнее особенно заметно при перестройке излучателя между значениями "35мм" и "50"мм.
  • ручное зумирование. У 5400HS зумирование производится одной кнопкой по кольцу: "авто-24-28-35-50-70-85-105-авто", у Metz - кнопками "+", "-" и "zoom". Тоже - дело вкуса, меня устраивали оба варианта. Но для более или менее частого использования режима ручного зумирования Metz, на мой взгляд, удобнее.
  • индикация расстояния работы вспышки. У вспышек Metz 40MZ-: в некоторых режимах наблюдаются ошибки в индикации (это отражено в инструкции к адаптеру SCA-3301). Ошибки эти наблюдаются на аппаратах, поддерживающих дистанционное управление аппаратом при помощи Wireless Controller IR-1 (например - Minolta 600si/700si/800si) и заключаются в том, что в приоритетах выдержки ("S") и диафрагмы ("A") чувствительность плёнки передаётся в 1.6 раза выше, чем есть на самом деле, и, в связи с этим, расстояние на дисплее вспышки указывалось большее, чем должно было быть. В инструкции к адаптеру SCA-3301 сказано, что это на правильности замера никак не сказывается. У 5400HS/xi - в индикации также оказались аналогичные ошибки, хотя в инструкции ко вспышке про это ничего не сказано вовсе.
  • деление (ограничение) мощности вспышки. У 5400HS деление мощности возможно только в ручном ("М") и стробоскопическом режимах работы со вспышкой, и невозможно в ТТЛ-режиме (переключение - "ТТЛ-1-1/2-1/4-1/8-1/16-1/32-ТТЛ" по кольцу). Metz позволяет ограничивать мощность независимо от выбранного режима.
    Вспышки Minolta 5400HS/xi позволяют работать с не-ТТЛ режимами только в "М"-режиме аппарата. Вспышкам Metz - всё равно, в каком режиме находится аппарат; они спокойно работают, например, в стробоскопическом режиме в "Р"-режиме аппарата. Подобное отсутствие "обратной связи", конечно, даёт большую свободу в выборе режимов, но требует повышенного внимания - допустить ошибку легче.
  • Metz позволяет более точно (с дискретностью 1/3 ступени против 1ступени) и в больших пределах (до 1/256 против 1/32) дозировать мощность вспышки в "М"-режиме. При частом пользовании этим режимом Metz явно удобнее.
  • режим дистанционного управления. Перевод вспышки 5400HS/xi в режим дистанционного управления ("Wireless Remote TTL control") производится либо с клавиатуры вспышки (при этом сразу же включается приёмник сигналов и зум-рефлектор ставится в положение 24мм), либо - получив команду из аппарата, но только после снятия с последнего. Если "родную" вспышку, переведенную в режим дистанционного управления, не снимать с аппарата, она будет отрабатывать автозумирование, подсветку системы автофокусировки и TTL-замер, как будто режим ДУ не включен, и перейдет в режим ДУ только после снятия её с аппарата. Это очень удобно при одновременном использовании вспышки как на аппарате, так и в дистанционном режиме (у части аппаратов Minolta включать и выключать режим ДУ не очень удобно - для этого необходимо залезать в "люк" и нажимать малюсенькие кнопки). У Metz такой "поблажки", к сожалению, нет.

Metz включает режим ДУ в следующих случаях: установить вспышку на аппарат, включить на аппарате режим ДУ, снять вспышку с аппарата. Этот способ описан в инструкции.
Есть еще два способа - по управляющему импульсу вспышки-контроллера (описан только для Minolta 9xi), и вручную с клавиатуры вспышки (два раза нажать на кнопку "remote"), причём в последнем случае - зум-рефлектор вспышки не устанавливается самостоятельно на максимальный угол рассеяния. Также замечено, что в режиме дистанционного управления Metz может отрабатывать не только беспроводное ТТЛ-управление, но и остальные свои режимы - "А", "М" и даже стробоскопический (!) при дистанционном беспроводном запуске. Это в инструкции к адаптеру SCA-3301 не отражено.

Ещё одно интересное наблюдение. Как известно, в системе дистанционного беспроводного управления вспышками Dynax xi зарезервировано 4 канала управления, что даёт возможность работать без помех нескольким таким системам. Выбор канала управления производится при обмене информацией между вспышкой и аппаратом при активировании режима дистанционного беспроводного управления. При этом вспышки 5400HS/5400xi/3500xi сообщают аппарату доступный для них канал управления (для вспышек 5400HS/xi можно выбрать любой из 4 каналов, а для 3500xi - только 1-й и 2-й, в обоих случаях канал выбирается непосредственно на вспышке - переключателями, расположенными в батарейном отсеке).

Со вспышками Metz ситуация несколько сложнее. При установке этих вспышек на аппарат они переключают последний на работу только в 1-ом канале. Однако есть возможность заставить работать этот тандем и в любом другом канале. Для этого необходимо при помощи вспышки Minolta 5400HS/xi либо 3500xi активировать аппарат для работы в 2-м, 3-м либо 4-м канале, а потом уже активировать режим дистанционного управления у вспышки Metz тестовой вспышкой контроллера. Соответственно - при этом зум-рефлектор вспышки автоматически устанавливается на 24мм, а на дисплее загорается надпись "remote" и "SL 2" (или "SL 3" - "SL 4"). Теперь управляющие сигналы вспышка будет воспринимать только в этом канале управления. Переактивировать её на другой канал управления можно только выключив/включив её и проведя вышеописанные операции вновь.

Вспышки Minolta 5400HS/5400xi могут работать в качестве вспышки-контроллера, управляя другими вспышками Minolta 5400HS/xi и 3500xi (этой возможностью могут воспользоваться только владельцы аппаратов 600si/700si/800si/9xi). Metz 40MZ-1(-2 и -3) и 50MZ-5 не могут "руководить" с аппарата вспышками Minolta, зато у вспышек Metz есть свой собственный режим дистанционного запуска и беспроводного TTL-управления. В этой системе в качестве контроллера может выступать вспышка Metz 40-й или 50-й серии, а в качестве ведомых вспышек ("slave") выступают либо вспышки Metz 40MZ-1 (или -2, -3) оборудованные специальным адаптером SCA-3080, либо - Metz 50MZ-5 со снятым контроллерным блоком (последний вариант продаётся под названием "Metz 50MZ-5 slave"). Система дистанционного управления Metz работает на любом аппарате, имеющем TTL-замер.

В беспроводном дистанционном ТТЛ режиме с делением мощности 1:2 со встроенной в аппарат вспышкой Metz 40MZ-: работает точно так же, как 3500xi и 5400HS/xi. Активируется этот режим в большинстве аппаратов удержанием в нажатом состоянии кнопки принудительного включения вспышки во время экспонирования кадра. Тот же вариант возможен и в паре cо вспышкой 5400HS/xi, включённой в режим, совмещающий в себе функции контроллера и вспышки, создающей 1/3 освещённости, а вынесенная вспышка (например - Metz) - создаёт 2/3 освещённости (только на аппаратах 600si/700si/800si/9xi ).

Режим дистанционного беспроводного TTL-управления двумя вспышками, создающими соответственно 1/3 и 2/3 от общей освещённости объекта съёмки - вершина возможностей этой системы. Этот режим работает только на старших аппаратах - 600si/700si/800si/9xi при наличии cпециального ИК-контроллера дистанционного управления вспышками ("Wireless Remote Flash Controller").

Для реализации этого режима также необходимо наличие хотя бы одной вспышки 5400HS/xi или Metz 40MZ-:, ведь эти вспышки (в отличие от 3500xi) имеют дополнительные каналы управления. Последнее необходимо для работы контроллера, запускающего по очереди вспышки, создающие 1/3 и 2/3 от общей освещённости объекта съёмки.

  • режим моделирующего света ("modelling light"). Есть только у вспышек Minolta 5400HS и Metz 40 MZ-3 (MZ-1). Запустить этот режим у обеих вспышек можно с клавиатуры, а у 5400HS есть возможность запустить моделирующий свет и дистанционно, по сигналу из аппарата. У вспышки Minolta 5400HS кроме обычного режима моделирующего света есть ещё и экономичный вариант. Пользоваться режимом моделирующего света у вспышки Minolta 5400HS удобнее, чем у Metz.
  • перевод вспышки в режим "гарантированного получения кадра" (полной автоматики) у вспышек Metz 40MZ-1 и MZ-3 производится путём включения режима "Easy Mode", а у вспышек Minolta при нажимании на кнопку "Р" аппарата (там, где она есть) производится установка стандартных режимов работы (TTL-режим, автоматическое зумирование, снятие ограничений по мощности). Каждая из реализаций этого режима хороша по-своему.
  • режим сверхбыстрой синхронизации (HSS) - есть только у вспышки Minolta 5400HS (при работе с аппаратами Minolta Dynax 505si/600si/700si/800si). Наличие его, безусловно, удобно (тем более что и в этом режиме работает TTL-управление мощностью её импульса!), но его отсутствие у вспышек Metz в большинстве случаев пережить несложно.
  • индикация на ЖКИ-дисплее режимов работы у вспышек Metz несколько более сложна в сравнении со вспышками Minolta 5400HS/5400xi, индикацию некоторых параметров (особенно это касается режима дистанционного управления) нужно запоминать. Хотя это, скорее всего, больше вопрос привычки.
  • форма вспышек Metz 40MZ-: весьма специфична, в кофр их укладывать обычно неудобно. Вес вспышек Metz 40-й серии в сравнении со вспышками аналогичной мощности (Minolta 5400HS/5400xi) одинаков, высота - несколько ниже, что на "красноглазости" сильно не сказывается. Расстояние между осями объектива и излучателя вспышки Minolta 5400HS, установленной на аппарат Minolta Dynax 600si, составляет 17 см., а у вспышки Metz 40MZ-1 с адаптером SCA-3301 этот показатель снижается до 14 см.
  • несколько слов о принадлежностях.
    Вспышку Metz можно вынести на расстояние до 1 метра от аппарата на кабеле SCA-3007A, то же можно проделать и со вспышкой Minolta 5400HS/xi при помощи кабеля ОС-1100. К слову сказать, кабель OC-1100 более тонкий, мягкий и удобный, чем кабель адаптера SCA-3007A. Зато вариант от Metz позволяет пользоваться подсветкой системы автофокусировки при работе с вынесенной на кабеле вспышкой.
    Вынести вспышки Metz от аппарата можно ещё и при помощи "питающей рукоятки" G-16, укомплектованной кабелем SCA-3000A. Кроме функций, аналогичных функциям кабеля SCA-3007A, этот комплект позволяет ещё превратить обычную вспышку в "молотковую", заодно решив проблемы с ресурсом элементов питания - ведь рукоятка G-16 служит ещё и контейнером для 4 батареек или аккумуляторов размера R-14 ("С").

Проблема ресурса работы элементов питания в таких мощных вспышках, как 5400HS/5400xi или Metz 40MZ-: часто встаёт очень остро, ведь большая энергия вспышек и небольшое время заряда предъявляет высокие требования к нагрузочным характеристикам источника питания. Решить эту проблему можно либо установкой во вспышку комплекта аккумуляторов увеличенной ёмкости стандартного размера (1100-1300 мА-ч) на основе гидрида никеля, либо применением специальных выносных блоков питания.

Minolta производит только блок питания "External Battery Pack EP-1" (для вспышек Minolta 5400HS/5400xi/5200i), работающий от 6 батареек или аккумуляторов размера R-14 ("C").

Metz предоставляет более широкий выбор принадлежностей аналогичного назначения. К ним относятся описанная выше питающая рукоятка G-16 и блок питания P-40, который можно установить как непосредственно на вспышку, так и повесить на пояс, соединив его со вспышкой кабелем V-40.

Блоки Metz P-40 и Minolta EP-1оснащены микропроцессорами для контроля за процессами заряда и разряда аккумуляторов, значительно улучшая динамику заряда вспышек и ресурс работы комплекта элементов питания. К недостаткам этих устройств можно отнести только их немалую цену.

Оборудование для проводной синхронизации системы из нескольких вспышек с сохранением режима TTL-замера. Как Metz, так и Minolta выпускают всё необходимое для этого. Однако, на мой взгляд, система Metz более сложна (и, следовательно - дорогостояща) и обладает меньшими возможностями.

Для системы Metz необходимо приобрести TTL-разветвитель SCA-305A, соединительные кабели SCA-305K (для подключения компактных вспышек), SCA-305S (для подключения "молотковых" вспышек и вспышек через ручки G-15 и G-16) либо SCA-305V5 (длиной 5 метров, для выноса вспышек на большое расстояние). Система проводной синхронизации Metz была разработана для системы адаптеров SCA-300, поэтому для установки на автофокусные камеры Minolta необходимо иметь ещё и специальный адаптер SCA-333/2AF. Для этой системы необязательно применять вспышки системы SCA-3000, достаточно чтобы вспышка поддерживала согласование с адаптерами серии SCA-300 (следовательно - возможно применение также вспышек Cullmann и Osram). Характерно, что для организации даже самой простейшей схемы необходимо приобрести практически все вышеперечисленные компоненты.

Для построения аналогичной по назначению системы из вспышек Minolta (и совместимых с ними) можно использовать следующие компоненты: кабель внешней вспышки (off-camera cable) "OC-1100", соединительный кабель "CD", удлиннительный кабель "EX", "тройник" "TC-1100" и башмак внешней вспышки "OS-1100". Организация этой системы более проста и, в зависимости от используемых вспышек и выбранной схемы, позволяет обойтись минимальным количеством принадлежностей. Например, система из двух вспышек 5400HS/5400xi/5200i (одна на аппарате, вторая вынесена) требует применения лишь одного кабеля "CD". Достоинством её также является то, что в ней можно применять любые вспышки, предназначенные для аппаратов Minolta Dynax при помощи башмака OS-1100. В отличие от системы Metz, можно организовать даже вариант работы двух групп вспышек, создающих соотетственно 1/3 и 2/3 освещённости объекта съёмки (для этого необходимо применение вспышек 5400HS/5400xi/5200i).

На мой взгляд, при построении системы вспышек с проводной синхронизацией для использования с аппаратами Minolta выгоднее её строить на основе оборудования, выпускаемого Minolta, используя в качестве основной вспышку Minolta 5400HS/5400xi/5200i, а в качестве дополнительных - любые, в том числе и Metz.

Резюме. При написании статьи автор не ставил перед собой задачи выяснения ответа на вопрос, какая из вспышек самая лучшая. Ответа на этот, казалось бы, простой вопрос, не может быть в принципе - тут уж каждый выбирает сам. Удачного Вам выбора!

1998 г.