ФотоФорум.ру - фото, форумы, фотогалерея, статьи о фотографии

Для полной функциональности сайта необходимо включить файлы cookie.

Для полной функциональности сайта необходимо включить JavaScript.

статьи

Ремезовский В.И., Цифровая фотография. Самоучитель (отрывок из книги)

Новые книги издательства Питер по цифровой фотографии (2005 г.)

Ремезовский В.И., Цифровая фотография. СамоучительЦифровая фотография. Самоучитель (+CD).
Автор: Ремезовский В.И.
Издательский дом "Питер", Издательская группа BHV, 2005
[заказать]

Панорамная съемка

Функция панорамной съемки, равно как и макросъемки, входит в джентльменский набор любой современной цифровой фотокамеры. Технически все делается очень просто — вы снимаете серию изображений, каждый раз поворачивая камеру на определенный угол, а затем сама камера или специальная программа, установленная на вашем компьютере (предпочтительнее использовать для этого программу), сшивает из них единый панорамный снимок. На самом деле простота получения панорамного снимка — кажущаяся (рис. 6.5).

Панорамная съемка применяется довольно часто. Она спасет вас, если вы вдруг забудете дома широкоугольный объектив, выручит вас в том случае, если придется снимать крупные сооружения или потрясающие пейзажи. Однако чтобы все прошло гладко, нужно подходить к этому виду съемки не торопясь, внимательно анализируя каждый элемент панорамы.

Программы, предназначенные для создания панорамных снимков, могут сформировать из серии пересекающихся изображений единое целое. Помимо сшивания и маскировки краев изображений они корректируют перспективу каждого снимка, разглаживая его по поверхности гигантского виртуального цилиндра, кр ивизна которого позволяет исправить искажения перспективы ваших снимков.

 
Рис. 6.5. Неправильно выполненный панорамный снимок 

Помимо создания широкоугольных снимков (до 360°), панорамная съемка используется также для создания роликов виртуальной реальности. Вам наверняка приходилось не раз сталкиваться с ними в Интернете или просматривать их на компакт-дисках. 

ПРИМЕЧАНИЕ
На самом деле не существует противопоказаний для съемки элементов панорамного снимка с помощью обычного объектива или трансфокатора. Тем не менее, используя для панорамной съемки широкоугольный объектив, вы затратите меньше усилий, к тому же ваши возможности будут расширены. Широкоугольник покрывает ту же площадь, что и трансфокатор, делая меньшее количество снимков, кроме того, он не сжимает глубину пространства, чем порой грешат трансфокаторы.

Снимаем фрагменты 

Как вы уже, наверное, догадались, съемку фрагментов панорамы следует начинать… правильно — с установки камеры на штатив. Иначе вы получите такие же результаты, какие вы можете наблюдать на рис. 6.5. Ключевым условием при создании панорамных снимков должна быть «параллельность»; ее очень трудно добиться при съемке с рук. В идеале на ваш штатив должна быть установлена специальная панорамная головка (рис. 6.6), с помощью которой можно легко измерить углы поворота камеры, и которая обеспечивает идеальное ее вращение вокруг вертикальной оси. Но если вы еще не обзавелись этим устройством, вам вполне хватит и простого штатива — он должен лишь быть устойчивым и не давать заметных люфтов в механизме поворота. Во многих моделях современных камер предусмотрен режим помощи при проведении панорамной съемки — на экран выводятся маркеры, по которым можно легко определить необходимый угол поворота камеры. 


Рис. 6.6. Панорамная головка

Для достижения лучших результатов крепление штатива в вашей камере должно быть установлено на оси объектива, а не так как показано на рис. 6.7. Вы не сможете использовать штатив для съемки полных панорам (с углом обзора 360°), поскольку при вращении камеры не по оси объектива края ваших снимков не обязательно совпадут. Однако для съемки панорам с меньшим углом обзора положение крепления штатива не имеет особого значения. 


Рис. 6.7. Если крепление штатива в вашей камере установлено не на оси объектива, при съемке полных панорам вам придется туго 

ПРИМЕЧАНИЕ
Если вы все же решились на покупку панорамной головки штатива, внимательно изучите ее конструкцию. Идеальной стыковки фрагментов панорамы можно добиться лишь в том случае, если камера будет вращаться вокруг датчика изображений. Чтобы понять, где он наход ится, камеру разбирать вовсе не обязательно. Найдите на ее корпусе узловую точ ку (рис. 6.8) — она и покажет местонахождение датчика. С помощью регулировки положения головки штатива добейтесь того, чтобы эта точка находилась на оси вращения камеры, и можете приступать к съемке. 


Рис. 6.8. Обозначение узловой точки на корпусе фотоаппарата 

У всех штативов есть одно неприятное свойство: их нет под рукой именно тогда, когда они больше всего нужны. Попав в такую ситуацию, вы можете выйти из нее, если правильно снимете фрагменты панорамы с рук. Необходимо соблюсти два обязательных условия. Во-первых, камеру нельзя наклонять, иными словами, вы должны перемещать ее параллельно поверхности земли как бы по невидимым рельсам. Во-вторых, ось вращения должна проходить через камеру, а не через вас. Это условие может показаться трудновыполнимым, но на самом деле здесь нет ничего сложного. Просто выберите точку на земле и следите за тем, чтобы во время съемки камера находилась строго над этой точкой. То есть в данном случае не камера будет вращаться вокруг вас, а вы будете «плясать» вокруг камеры. В противном случае вы получите фотографию, подобную той, которая представлена на рис. 6.9. 


Рис. 6.9. Все время следите за положением камеры, иначе панорама правильно не сошьется

Когда будете фиксировать камеру, не забывайте, что ваши снимки должны пересекаться, а не висеть по соседству друг с другом. В большинстве программ, предназначенных для сшивания панорамных снимков, рекомендованная площадь пересечения снимков составляет от 15 до 30 %. Во многих камерах предусмотрен режим помощи при выполнении панорамной съемки, который выводит на экран подсказки о том, где и насколько должны пересекаться фрагменты вашей панорамы. Если в вашей камере есть такая функция, ее определенно нужно использовать. Приобретя некоторый опыт работы в программе сшивки, вы научитесь правильно создавать пересечения изображений.

Панорамная экспозиция 

Поскольку панорама, хотя она и состоит из отдельных частей, является единым изображением, при съемке ее элементов вам следует думать о ней именно как о едином изображении, а не как о наборе фрагментов.

Когда вы делаете простой (не панорамный) снимок, вы учитываете, например, что левая часть объекта находится в тени, а правая — наоборот, ярко освещена, значит, вам нужно выбрать некую среднюю экспозицию, чтобы обе части изображения выглядели нормально. При панорамной съемке вы поступаете примерно таким же образом, за исключением того, что средняя экспозиция выбирается не для одного, а для нескольких изображений. Если вы будете стараться идеально снять каждый элемент отдельно, то на итоговой панораме будут четко видны все швы, по которым она сшивалась (рис. 6.10). 


Рис. 6.10. Из-за разницы в экспозиции элементов на итоговой панораме видна четкая сегментация по швам

В общем, если разница между экспозициями соседних кадров превышает один- два f-стопа, вы увидите четкую сегментацию по швам после сшивания панорамы.

Устанавливать среднюю экспозицию на равномерно освещенной сцене весьма просто, поскольку здесь нет большой разницы в освещенности соседних кадров, а значит, ни один фрагмент панорамы от такого усреднения особо не проиграет (рис. 6.1 1 ). Но вам постоянно следует контролировать этот параметр, особенно если вы используете механизм автоматической установки экспозиции камеры. Например, если в первом кадре окажется источник яркого света, камера может выбрать экспозицию, которая будет заметно отличаться от экспозиции соседнего кадра. Если эта разница велика, вы увидите четкий шов на стыке элементов.


Рис. 6.11. Подобрать среднюю экспозицию для равномерно освещенной сцены довольно легко

Если в вашей камере есть функция фиксирования экспозиции, воспользуйтесь ею после того, как будет сделан первый снимок, — таким образом вы обеспечите съемку второго фрагмента с теми же значениями экспозиции. Можно также направить экспонометр на среднюю часть сцены, зафиксировать экспозицию, а потом сфотографировать каждую часть с этими показателями. Если в вашей камере предусмотрен один из режимов помощи при выполнении панорамной съемки, она наверняка сама фиксирует экспозицию после каждого кадра.

Съемка сцены, сочетающей яркий источник света, находящийся с одной стороны , и рассеянный источник света или тень — с другой, является сложной задачей. Самый простой способ решения такой задачи состоит в том, чтобы сфотографи ровать ее так же, как и равномерно освещенную сцену. Выберите среднюю экспо зицию, зафиксируйте ее и снимайте панораму. Источник яркого света будет переэкспонирован, а участки со средней освещенностью и тени останутся без изменений (если только на снимке нет исключительно темных фрагментов). В целом ваша панорама будет нормально экспонирована, сегментация будет отсутствовать.

Если вы хотите немного поэкспериментировать, зафиксируйте в своей камере среднюю экспозицию. Затем для съемки особо ярких кадров используйте функцию компенсирования экспозиции, чтобы они получились недоэкспонироваными или же переэкспонироваными. Во избежание возникновения швов, значение компенсирования должно составлять от 1/2 до 3/2 f-стопа.

Фокусировка выполняется таким же образом, как и установка экспозиции. Если в вашей камере задан режим автофокуса, не исключено что при фокусировании она будет выбирать для каждого снимка объекты, находящиеся на разном расстоянии от объектива, и в результате все фрагменты панорамного изображения будут сфокусированы по-разному. Чтобы этого не случилось, наведите прицел фокусировки на самый важный объект, либо на объект, находящийся на одинаков ом расстоянии от всех остальных, зафиксируйте фокус и установите минималь ную диафрагму. Теперь вам остается надеяться на то, что глубины резкости камер ы хватит для размещения в фокусе всей сцены или, по крайней мере, ее самой важной части. Если в вашей камере не предусмотрена возможность фи ксирования единой фокусировки для нескольких снимков, придется после каждого снимка наводить прицел автофокуса на тот объект, по которому вы фокусировали первы й снимок, а затем кадрировать изображение для съемки следующего элемента. 

ПРИМЕЧАНИЕ
Спектр использования панорамной съемки очень широк. Она применима даже в помещении и может заменить широкоугольный объектив, причем совершенно бесплатно.

[заказать эту книгу]

Смотреть другие статьи о фотографии