примечания:
Через искусство мы открываем способность к таким движениям в собственных телах и достигаем той выразительной живости, которые все теоретики искусства от Гёте до Беренсона, признавали одним из основных источников эстетического наслаждения. Мы всё ещё говорим «этика». Современные психологи могут утверждать, что лишения, предписанные основателями монашества, осуждение ими чувственных удовольствий и безоговорочное порицание женщин, было не столько этической категорией, сколько симптомами истерии или психического заболевания. Тем не менее они были и остаются действенными. Даже сегодня мы не можем перелистывать страницы Петрония или Апулея без ощущения лёгкого шока от абсолютной прозаичности, с какой античный мир принимал тело со всеми его животными потребностями, и, возможно, полубезумная аскеза анахоретов была, в конечном счёте, необходима, чтобы установить баланс между духом и чувствами. Однако статус тела в результате изменился. Оно перестало быть зеркалом божественного совершенства и сделалось объектом унижения и стыда.
(Кеннет Кларк. Нагота в искусстве)