Это работы баскского скульптора Эдуардо Чильида. Он родился в 1924 году в городе Сан-Себастьян и там же умер в 2002 году. В молодости изучал архитектуру в Мадриде,. потом проживал в Париже, в 1959 году вернулся в Сан-Себастьян. В своих самых ранних скульптурах Чильида сосредоточился на человеческих формах, в основном, на бюстах и торсах. Однако более поздние работы стали более массивными и более абстрактными, чаще всего – из железа в сочетании с графикой и газетными коллажами. Но сам Чильида отказывался подводить свои работы под ярлык 'абстракция', предпочитая называть самого себя 'скульптором-реалистом'. Естественно, в родном Сан-Себастьяне скульптор не мог не оставить свой след. В этом городе, помимо прочего, расположена его необычная инсталляция 'Гребень ветров'. Чтобы насладиться этим творением его рук, необходимо прийти к заливу Ла Конча, который чаще всего ведет себя неспокойно. Всего гребней три. На фото видны два из них. Третий представлен на более ранней фотографии:
http://www.photoforum.ru/photo/742190/ Тема разорванной связи встречается и в других его работах, например, в двух скульптурах в Берлине:
http://www.robertharding.com/watermark.php?im=RM/RH/HORIZONTAL/817-273919&type=preview http://www.robertharding.com/watermark.php?im=RM/RH/HORIZONTAL/1113-102348&type=preview В начале 1960-х Чильида вступил в интересный диалог с немецким философом Мартином Хайдеггером (Martin Heidegger). Когда двое мужчин познакомились ближе, они обнаружили, что работают в одном и том же 'пространственном направлении', но под разными углами. Хайдеггер написал, что людям необходимо учиться узнавать себя в этих архитектурных работах, которые не просто занимают какое-то пространство или принадлежат какому-то месту. По его словам, необходимо воспринимать эти скульптуры как воплощение пространства. А сама скульптура способна показать человеку, как он относится к миру – миру в условиях технологического прогресса, вырывающего все с корнем и культивирующего бесприютность.
Чильида сказал: 'Вся моя работа – это познавательное путешествие в пространстве. Пространство – это всё то живое, что нас окружает… Я не слишком верю в опыт. Я думаю, что это дань консерватизма… Я верю в восприятие – и это нечто иное. Это рискованно и более прогрессивно. Существует нечто, что все еще хочет прогрессировать и расти. Кроме того, я думаю, что то, что вы ощущаете и воспринимаете, непосредственно отображается на настоящем, но вы одной ногой крепко стоите в будущем. Опыт же, с другой стороны, делает все наоборот: вы одной ногой в прошлом… Другими словами, я предпочитаю позицию восприятия. Все мои работы – детища вопросов. Я специалист задавать вопросы, некоторые из которых остаются без ответов'.