ФотоФорум.ру - фото, форумы, фотогалерея, статьи о фотографии

Для полной функциональности сайта необходимо включить файлы cookie.

Для полной функциональности сайта необходимо включить JavaScript.

статьи

RAW и JPG - в чём разница?

Афанасенков М.А.

Разумно о фото - 2009

На самом деле все цифровые камеры снимают в RAW, просто не все его отдают наружу. RAW - это просто оцифрованный сигнал яркости с каждого сенсора, прошедший лишь предварительную (калибровочную) обработку firmware камеры (исправление отклонений ДАННОЙ матрицы от среднестатистической, иногда - "софтовый ремонт" (ремаппинг) битых пикселей). Это чёрно-белый массив данных, не всегда даже совпадающий по координатам с конечной картинкой (особенно в случае SuperCCD и им подобных). Дальше у этой информации два принципиально разных пути. Она либо записывается на флеш-память в файл *.CRW (*.NEF, *.CR2, *.PEF и т.п., далее, для простоты просто "RAW-файл"), либо (в большинстве случаев) поступает в процессор фотоаппарата на обработку. Процессор делает следующие вещи (не обязательно в указанном порядке):

  • интерполирует RGB цвета конечных точек изображения из сигналов окружающих сенсоров всех цветов;
  • применяет алгоритмы шумоподавления, в т.ч. "интеллектуальные";
  • применяет цветокорректировку в соответствии с настройками Баланса Белого;
  • применяет цветокорректировку в соответствии с настройками контраста и насыщенности;
  • применяет шарпинг (или блюринг) в соответствии с установками шарпа.
  • конвертирует результат в 8-битный цвет;
  • преобразует значения в заданное цветовое пространство; 
  • сжимает результат в JPEG.

 И лишь затем полученный файл попадает на флеш-карту.

Что делают фотографы с RAW-файлами? Да то же самое и делают, только на компьютере и с возможностью выбрать разные режимы и даже разные алгоритмы. Т.е. сама по себе потеря данных, обязательно происходящая при таком количестве преобразований, не страшна, ибо она всё равно неизбежна. Страшны возможные ошибки и неоптимальные настройки. Т.е. если в камере стоит неоптимальный режим шарпа-контраста-коррекции, неверный для данного случая баланс белого и т.п., то исправление "неправильного" JPEG-а в фотошопе может привести уже к довольно значительным дефектам. В случае обработки на компьютере мы всегда можем "переиграть" всё сначала и так или иначе найти оптимальный режим, сведя потери к минимуму. Отсюда вывод - если камера позволяет снимать в RAW - это хорошо, полезно и удобно. Не нужно тратить время на подбор настроек того же баланса белого во время съёмок - экономится ценное время.

На этом главу про RAW можно и завершить, ибо за прошедшие с выхода первой статьи годы рынок фотокамер заметно сегментировался и унифицировался, формат RAW можно найти теперь в достаточно узких сегментах рынка, в итоге он практически не влияет на выбор камеры. Поясню чуть подробнее. В зеркальных камерах RAW был есть во всех, но у них и без него более чем достаточно достоинств. В недорогих компактах он исчез полностью, в истинно компактных - тоже. Из незеркальных камер он остался в крайне сомнительном классе "супер-незеркалок" - навороченных дорогих (иногда дороже младшей зеркалки) мыльницах типа CANON PowerShot G10 и т.п., которые и по размеру уже почти зеркалка, и по цене, но, увы не по основным съёмочным параметрам (размер матрицы и скорость фокусировки). Бесспорно, среди мыльниц они реально лучшие - но зачем за такие деньги покупать мыльницу???

Желающие подробнее разобраться с преимуществами RAW могут ознакомиться с главой "RAW, TIFF и JPG - в чём разница?" старой версии статьи "разумно о фото".

Смотреть другие статьи о фотографии