ФотоФорум.ру - фото, форумы, фотогалерея, статьи о фотографии

Для полной функциональности сайта необходимо включить файлы cookie.

Для полной функциональности сайта необходимо включить JavaScript.

статьи

Так всё таки - зеркалка или мыльница?

Афанасенков М.А.

Разумно о фото - 2009

Немного "подковавшись" в терминах и основных параметрах, вернёмся к самому началу статьи. Итак, какую же камеру выбрать? Какая "лучше"? И существует ли такая вообще? На любом форуме уже много лет ведутся бесконечные споры "у кого выше качество", "что удобнее", "что лучше" и т.п. Основная ошибка почти всех подобных дискуссий - оперирование абстрактными понятиями "качества", "удобства", "оперативности", "хорошести". Попробуем немного систематизировать их. Предлагаемая ниже система не претендует ни на полноту, ни на строгость, она лишь указывает примерное направление мысли ;). Все термины - мои собственные, возможна другая их трактовка в других источниках.

Итак, аппарат охарактеризуем двумя основными свойствами: "качество" и "удобство" . В свою очередь "качество" складывается из трёх основных составляющих - "статическое качество", "динамическое качество" и "творческое качество". Рассмотрим каждое из них поподробней.

Статическое качество

Под этим я подразумеваю техническое качество картинки (отпечатка), не зависящее ни от динамичности сюжета (скорость реакции, и т.п.), ни от эстетической ценности полученного результата. Впрочем, гораздо понятнее будет, если просто посмотреть на его составляющие.

Параметр Пояснение От чего зависит и с какими камерами "дружит"
Разрешение Способность передать мелкие детали. У всех камер зависит от объектива и (визуально) от степени внутрикамерного "шарпинга". У ультразумов (в среднем) хуже. Для любителей, как правило, не слишком существенно, если не слишком часто печатать А4 и крупнее...
Аберрации Искажения объектива, "не вошедшие" в разрешение, в частности - ХА и кривизна линий. Сюда же можно включить и прочие "дефекты" оптики, типа виньетирования. Увеличиваются с ростом зума и падением цены объектива. Минимальны на дорогих "фиксах", максимальны на недорогих "супергиперзумах".
Натуральность цветов и динамический диапазон Плавность и натуральность оттенков, способность передавать контрастные сюжеты без "завала" деталей в тенях или светах. Зависят в основном от геометрического размера матрицы. У бюджетных зеркалок - примерно как у любительской плёнки прошлого века. У меньших матриц (1/1,8" и тем более 1/2,5") - значительно хуже. Различия очевидны на любом размере отпечатка, но не на любом сюжете.
Снижает риск потери деталей на контрастных сюжетах наличие формата RAW, особенно 10-12-битного.
Шумы "Зернистость", "цветные пятна", а также следы работы шумодава - неестественные структуры, "мыльность", "пластмассовость". Всё определяется геометрическим размером матрицы. Смотри диаграмму Афанасенкова.
Экспозиция Отработка экспоавтоматики. Вполне достаточная у компактов. Ещё лучше - у зеркалок, хотя отличия для любителя статистически незначительны.
ББ Точность автомата баланса белого. Вопреки легендам, абсолютно "умных" автоматов нет ни у кого, ни у дорогих, ни у дешёвых камер, ни у зеркалок, ни у мыльниц. Более того, это даже теоретически невозможно. Есть только две панацеи - ручной ББ по листу и съёмка в RAW.
Заявления, что "камера Х хорошо снимает на автомате, а камера Y обычно желтит", как правило относятся к очень узкой статистике. У кого-то, скажем, на портретах, так оно и есть, а у Вас, скажем на вечерних пейзажах, всё легко может быть НАОБОРОТ.

 Динамическое качество

Способность оперативно "поймать момент", и именно тот, что хочет фотограф.  

Параметр Пояснение От чего зависит и с какими камерами "дружит"
Лаг "Тормознутость" - время от нажатия на кнопку до самого кадра. Минимальная задержка - у зеркалок. Максимальное - у цифрокомпактов. Вплоть до того, что снимаемый объект успевает покинуть кадр или повернуться затылком.
Скорость и точность автофокуса Подмножество "тормознутости", но иногда имеет самостоятельное значение... Максимальная - у зеркалок с ультразвуковыми объективами. Затем - у остальных зеркалок. Все "незеркалки" имеют другой принцип (контрастный, а не фазовый) автофокусировки, и поэтому медленнее.
Ручной фокус Скорость и удобство ручной установки фокуса. На порядок выше у зеркалок. Поменьше у "пзевдозеркалок" (кольцо на объективе, но вместо зеркала - мониторчик). И совсем никуда не годится у компактов с кнопочным управлением.
Точки фокусировки Наличие нескольких точек и возможность быстрого переключения между ними часто удобнее, чем пользование "фокус-лок"-ом. Лидеры - аппараты с ручной установкой точки (в том числе большинство зеркалок). Хуже всего если вообще нет точек и непонятно куда наведётся автофокус...
Скорострельность Способность быстро снять длинную серию кадров. Любителям нужна нечасто. Максимальна у дорогих зеркалок, в них специально делают большой буфер. Сопоставима у бюджетных зеркалок и приличных мыльниц. Для специфических применений Casio выпускает особоскоросрельные мыльницы.

"Творческое" качество

Собственно "творческое качество СНИМКА" определяется в основном самим ФОТОГРАФОМ и именно про него прежде всего известная поговорка "снимает фотограф, а не камера". В большинстве случаев действительно от камеры мало что зависит - хороший фотограф способен "подметить" удачный кадр практически любым аппаратом, а плохой "промахнётся" даже самым дорогим и профессиональным. Тем не менее, есть некоторые ограничения, которыми камера может иногда "испортить" замысел фотографа:

Параметр Пояснение От чего зависит и с какими камерами "дружит"
ГРИП Недостаточно малая для портрета (или иного смыслового выделения). Больше всего зависит от размера матрицы. См диаграмму Афанасенкова. Аппараты с малыми матрицами не могут иметь малой ГРИП принципиально.
ЭФР Недостаточно широкий угол или недостаточно длинный фокус при невозможности "скадрировать ногами" (подойти или отойти). Вопреки рекламе, зависит не только от КРАТНОСТИ зума, но и от значения ЭФР на "коротком конце". Иногда "наехать" можно и кадрированием (с потерей разрешения), однако "расширить" поле зрения гораздо труднее. Склейка качественных панорам для любителя - достаточно нетривиальная задача.
Минимальный макрообъект. Обычно указывается либо масштаб, либо минимальная дистанция фокусировки. Выше объяснялось, почему это не всегда удобно... Зависит от размера матрицы и конструкции объектива. У некоторых цифрокомпактов с небольшой матрицей очень внушительные макровозможности. Зеркалки требуют применения специальных объективов или приспособлений (колец, насадочных линз).
Чувствительность Способность снять при низкой освещённости (без вспышки и "шевелёнки") при нормированных шумах. Зависит от светосилы объектива и площади матрицы. Удобно сравнивать в координатах Аэкв-ШИСО. Рекламные значения высоких (максимальных) ISO ничего не значат, ибо приводят к ужаснейшим шумам. При разумных шумах даже с дешёвым "китовым" объективом бюджетные зеркалки показывают более высокую чувствительность. При покупке светосильной оптики чувствительность возрастает ещё в 4-8 раз.
Динамика См. выше - "динамическое качество". Иногда весь "творческий" смысл сводится именно к "точно поймать момент". Поэтому многие пункты "динамического качества" иногда уместны и здесь. Я оставил "динамическое качество" отдельным разделом, т.к. оно влияет на ВСЕ динамичные фотографии, даже на совсем не "творческие" и не "художественные".
Расширяемость Способность работать со светофильтрами (в т.ч. поляризационными), внешними вспышками и т.п. позволяет иногда решать много творческих задач. Существует у всех зеркалок и лишь у самых дорогих цифрокомпактов. Требуется не только чисто физический "башмак" и резьба на объективе, но и подходящие алгоритмы экспозамера.

Удобство

Очень широкое и неоднозначное понятие. Включает очень много составляющих. Все "динамические"(влияющие непосредственно на скорость съёмки) мы уже рассмотрели выше в разделе "динамического качества". Вот ещё некоторые:

Параметр Пояснение От чего зависит и с какими камерами "дружит"
Размеры и вес Влияние на переноску. Чем компактнее, тем проще таскать с собой... Как правило, размер коррелирует с размером матрицы, светосилой объектива и иногда кратностью зума (в случае если его светосила на длинном конце падает медленно). То есть, как нетрудно догадаться, качество падает (как правило) вместе с размерами...
Тем не менее, иногда лучше плохой снятый кадр, чем хороший, но не снятый из-за того, что камера осталась дома...
Эргономика Те же размеры и вес, но в разрезе "удобно держать в руках" при съёмке. Расположение кнопок и колёсиков. Зависит как от стиля съёмки, так и от привычек снимающего. Многим нравится крупная "как влитая", к тому же меньше смаз. Другим наоборот - "чтобы руки не уставали держать"... По описанию оценить невозможно - нужно идти самому в магазин и "щупать".
Энергообеспечение. Тип элементов питания и "аппетит" (на сколько кадров хватает). Если с "аппетитом" всё ясно (чем больше кадров, тем лучше), то с типом всё сложнее. Большинство цифровых камер имеют либо свой собственный Li-ion-аккумулятор, либо гнездо под "батарейки" AA. В последнем случае гораздо выгоднее сразу вместо батареек купить NiMH аккумуляторы в удвоенном количестве и зарядное устройство. Удвоенное количество необходимо потому, что эти аккумуляторы имеют "эффект памяти" (хоть в рекламе и пишут обратное) и не могут быть подзаряжены в любой момент. Поэтому кроме "рабочего" комплекта в камере с собой носят полностью заряженный резервный, и лишь когда первый до конца разрядится, меняют их местами, отправляя бывшие рабочие затем в подзарядку.
При использовании в городе или на даче, неподалёку от розетки, фирменные LiIon оказываются гораздо удобнее (всегда можно быстро подзарядить и не надо ничего помнить). Для походов в "дикие места" (горы, реки, Карелия, Урал, Сибирь) иногда (чисто экономически) предпочтительнее элементы AA, т.к. несколько дополнительных комплектов стоят заметно дешевле чем аналогичное количество дополнительных "фирменных" аккумуляторов, да и обычных батареек иногда можно докупить в дороге почти в любом населённом пункте.
Впрочем, я бы советовал рассматривать этот вопрос при выборе далеко не в первую очередь.
Полезно также знать, что ко многим зеркалкам выпускаются т.н. "батарейные ручки", которые позволяют заменить питание от фирменного LiIon-аккумулятора на пальчиковые элементы питания. Эти же ручки повышают "ухватистость" (см. о ней выше).
Тип карточек памяти Основные типоразмеры - CF, SD, xD, MS и некоторые их подмножества. Часто советуют "подбирать под ПК/КПК/мобильник". Ерунда. Ничего подбирать не следует - смотрите ФОТО-параметры камеры, а тип памяти - в последнюю очередь. Универсальный USB2-адаптер стоит 12-20 долларов. Остальные же устройства не требуют такого количества памяти. Да и стоимость флеш-памяти сейчас заметно снизилась. Дешевле всего SD и CF, но (из-за низких цен) эта экономия уже не слишком заметная.
Интерфейс с компьютером COM(редкость), USB, USB2, IEEE1394. Видимость как внешний диск или только через фирменную программу. По большому счёту - неважно. Всё из-за того же мульти-USB-картридера за 10-20 долларов. Он всегда виден как отдельный диск и не требует никаких драйверов и софта. Весь софт и шнуры из комплекта камеры можно смело оставить в коробке.

 "Короче, Склихасофский!"

"Когда же автор ответит на такие простые вопросы? Что нам брать - зеркалку или мыльницу? Ультразум или ультракомпакт? Кенон, Никон, или Сони? Сплошное увиливание..." - уже давно думает читатель. Придётся его вновь (после предисловия) разочаровать - НИКОГДА не ответит. Ответа попросту нет. Точнее он для каждого - свой. ТОЛЬКО ВЫ САМИ можете ДЛЯ СЕБЯ на него ответить. Как совершенно очевидно следует из приведённых выше таблиц, идеальной камеры на все случаи жизни не существует. Удобство ссорится с качеством, а цена ссорится вообще со всеми :-)... Только сам читатель сможет расставить свои приоритеты и отказаться от чего-то одного в пользу чего-то другого. К тому, как это сделать мы ещё вернёмся в следующей главе, а пока автор предложит ещё один вариант ответа на "проклятые вопросы", который и использует сам.  

Итак, откуда взялось это "или" в упомянутых вопросах? Почему обязательно "или"? Камера - всего лишь ИНСТРУМЕНТ для решения некоторых задач, а кто сказал, что инструментов должно быть всегда ровно ОДИН? Мы же не спорим чем удобнее есть - вилкой или ложкой? Китайцы вообще палочки предпочитают... В зависимости от текущей задачи можно выбрать один из МНОГИХ инструментов. Иногда это даже получается не дороже, чем один "навороченный супертулз", и почти всегда - удобнее. Возвращаясь к авторскому решению - у меня в семье прижились все основные типы фотоаппаратов - пара зеркалок с общим парком объективов и пять разных цифрокомпактов. Кое-что из этого конечно у жены и детей, но из трёх-четырёх камер и десятка объективов к ним выбор есть всегда. И в зависимости от задачи (снять портрет дома, поехать на природу, взять в Европу, взять в горы, взять в байдарку, дать ребёнку на тусовку, дать ребёнку в поход, снять фиговину для сайта и т.п.) я легко выбираю из этой "обоймы" нужный В ДАННЫЙ МОМЕНТ. И даже если собрать статистику - сколько и чем снято - она будет лишь отражать мои "пристрастия" к определённому виду/стилю/месту съёмок, а отнюдь не какие-то свойства фотоаппаратов. Возвращаясь к аналогии с ложками и вилками - если выяснится что вилкой я съедаю (допустим) вдвое больше килограммов еды, чем ложкой, то это всего лишь потому, что люблю (допустим) мясо и спагетти и не люблю супы. Вот и всё :) 

Смотреть другие статьи о фотографии