PhotoForum.ru - free photo gallery for digital and film photographers

You must enable cookie in your browser.

You must enable JavaScript in your browser.

articles

Пятнистый взгляд

Роман Соловьёв

И о чём же это на сей раз,- подумает читатель, увидев очередную статью в рубрике фото.
Очередное перемалывание набивших оскомину истин?
«Отчасти, друг мой, отчасти» - ответит автор, улыбнувшись пытливому взгляду читателя и,
направив взгляд в небо, задумчиво добавит - бесконечно малое - в бесконечно большом или наоборот...

Миг, мгновение, минимум, минимализм всё вкусное на «м», как сказал бы мой приятель. Не могу утверждать, что у читателя возникнет желание, как у меня, собрать сливки с этих разных, но в чём-то близких слов, не вдаваясь в глубинные изучения и математические выкладки, но, почувствовав импульс, направить свой взгляд для отображения увиденного на светочувствительном элементе или холсте.
Первоначально ставилась задача поиска методики формирования изображений, но по ходу дела, автору статьи открылись некоторые забавные вещи, коими он торопится поделиться с читателем, никак не желая навязывать ему своё мнение.

Для начала, несколько известных фактов, не перечисления ради, но чтобы увидеть направление движения и о чём пойдёт речь.

Итак, известные факты:

1. Любое изображение действительности является двумерным, для придания трёхмерности которому используется ряд методов и концепций, но отображаемая действительность, как правило, трёхмерна (абстракцию, кубизм, модерн в широком смысле и т.п. до поры отложим).

2. Явление иррадиации, когда белый квадрат, при равных размерах, визуально больше, чем чёрный.

3. В каждом изображении есть самый темный и самый светлый тон.

4. Зонная теория Адамса (тональная разбивка видимого спектра на тона, коих там 10).

5. Методические упражнения по целостному восприятию изображения белое на белом и темное на тёмном или высокий и низкий ключ.

Для максимального облегчения решения задачи, а также с целью изучения двумерного изображения действительности будем фотографировать пятна на плоскости, о подобных экспериментах пока не приходилось слышать или читать.

Озадачимся вопросом: какой минимум основных тонов /основным тоном будем называть визуальную массу контрастного пятна темного или светлого (без внутренней тональной разбивки)/ необходим для того, чтобы изображение воздействовало на зрителя?

Начнем с минимального количества тонов – двух: черного и белого и, восклицая — "Ё-оё! это ж квадрат Малевича!!!", продолжая рыться в справках, наталкиваемся на известный исторический факт написания картины "Боярыня Морозова", импульсом для создания которой послужила, по словам самого Сурикова, ... ворона на снегу. Чёрное контрастное пятно на белом фоне два основных тона. Получается, что для того, чтобы изображение воздействовало на зрителя нужно всего... два тона?!  Почему же тогда квадрат Малевича абстрактно ассоциативен, а видение Сурикова образно? Почему квадрат это вселенная, а ворона это ворона (образ или объект в данном случае не имеет значения), только ли от осознания того, что это ворона по форме и содержанию (не забываем о тёмном пятне)? Куда податься за ответом?…

Идём на улицу, там этих пятен на асфальте, как грязи, в прочем это и есть та самая грязь, где будем искать известно что. Сделав одно из первых изображений на матрице, точнее отображение, размышляем.


Изображение 1
Метель (полустёртое пятно гудрона на асфальте)

Отмечаем два основных тона темный и светлый (к разбивке потонально обратимся чуть позже). Итак, темное пятно полустёртый гудрон или мазут хотя и отдалённо, но напоминает фигуру человека на светлом фоне, а светлый фон... что это? Текстура самого асфальта, изобилующая множеством оттенков светлого тона, напоминает снег в ветреную погоду, название напрашивается само собой. Ага! Восклицаем мы и, проявив интерес к помещениям, идём отображать в матрице очередное изображение, бормоча себе под нос, что наличие одного тона по определению предусматривает второй…


Изображение 2
Бамбук (полоски света через жалюзи на кафельной плитке)

Пробуем всмотреться, констатируем первое впечатление вертикальные полоски - ритмика стеблей, которые на стыке плитки имеют такие сочленения, как у бамбука, общий тон зеленовато оливковый цвет зарослей, рощи (ну плитка такая, не было другой). Делаем промежуточное заключение о том, что основой изображения является форма пятна, и, чем больше узнаваемость, тем выше однозначность отображаемого. Кроме того, следует отметить, что метафизичность в снимках всё- таки присутствует: настроение, состояние, атмосфера. Так, так, намечая следующую ступеньку, смело встаём на неё.

 Три тона


Изображение 3
Крик (имитация маски из фильма «Крик»)

Вроде бы те же два тона, ... а следы от шин на снегу...


Изображение 4
Думы индейца Бо (снег на асфальте) 

Нужно отметить, что размеры пятна имеют принципиальное значение, при близких по размеру пятнах теряется выразительность. Пятна начинают «спорить» между собой, следовательно, размер тоже что- то значит.


Изображение 5
Сны Лу (масляные пятна на асфальте)

Хаотичные пятна на изображении, тем не менее, формируют образ осязаемых фантазий в присутствии наблюдателя (ПВУ).


Изображение 6
Может быть этот цветок... (роза и лепестки на асфальте, тонирование, постобработка)

«...И все-таки она вертится!» после обработки и добавления контраста есть ощущение трёхмерности изображения в целом, что не может не радовать.

Четыре тона

 
Изображение 7
Микрокосм (куски глины и пенопласта на асфальте)

В настройках аппарата увеличен контраст и уменьшена яркость, что позволило получить эффект трёхмерного изображения.

Немного отвлечёмся и поищем вариации с множеством небольших тональных пятен.


Изображение 8
Весна (тень от дерева на асфальте) (два тона)

Есть настроение и атмосфера, но чего-то не хватает, точнее, возникает ощущение раздробленности, отсутствия целостности... Сравнивая с «микрокосмом», делаем заключение, что, должно быть, активно сравнительно крупное пятно относительно всего ряда... Кстати... ряд!.. В голове выстраиваются ряды малознакомых фамилий и понятий ... Фурье… Фибоначчи... Маклорен... представляется возможность проследить закономерности размера в чисто математическом виде /Если у кого возникнет подобное желание, равно как проанализировать психологическое воздействие на сознание человека (вспоминаются картинки-тесты Роршаха), то предпосылки для этого есть но, поскольку не ставим подобных задач./… может быть… не будем останавливаться... «...лодку индейца Бо подхватило и направило на середину стремнины, в самое сердце потока...»

Итак, пять тонов

/Сколько тонов сразу может воспринимать одним взглядом глаз человека, как единое целое? … Незамедлительно возникает вопрос./


Изображение 9
Автопортрет (тени на предметах разной тональности)


Изображение 10
Прогулка (тональные пятна и предметы)

Дальнейшее экспериментирование не представляет смысла, поскольку, если попытаться полностью охватить глазом изображение, имеющее в сумме более пяти тонов, то это затруднит его восприятие в целом, хотя вполне можно допустить, что это некоторые ограничения в восприятии автора статьи.

Таким образом, проведя некоторые эксперименты с отображением двумерной плоскости можно предположить некоторые выводы:

1. Отправной точкой для восприятия и формирования любого изображения является тональное пятно.

2. Размер, форма и количество пятен имеет принципиальное значение для отображения замысла и ассоциативности изображения в целом.

3. Постобработка и настройки аппарата при отображении двухмерных плоскостей позволяют создавать впечатление трёхмерного изображения.

4. При формировании изображения фотоаппарат отобразит с высокой точностью все тона предметов, оттенки, входящих в основные тона , отобразив их в рамке светочувствительного элемента (матрицы или плёнки) и таким образом наполнит содержанием.

Используя любую зону из теории Адамса, как один из основных тонов (вспоминаем упражнения белое на белом и темное на тёмном), учитывая явление иррадиации, и, добавив к тому факт, что светлое пятно всегда является более активным, получим некоторое основание для получения изображений, а именно, то, что светлый тон визуально ближе, и располагать его, желательно, соответственно ближе к переднему плану. В равной степени более тёмный тон использовать как среду для светлого основного тона или для визуального уменьшения объекта. Тональный разрыв между основными тонами желателен не менее одной ступени по тем же зонам.

Таким образом, для оценки изображения в целом и построения композиции, в рамках поставленных задач, можно использовать основные тона, как пятно, размещая их в поле рамки снимка или картины по тем правилам, которые читатель установит себе сам или по законам визуального изображения.

Удачи и успехов в творчестве!