PhotoForum.ru - free photo gallery for digital and film photographers

You must enable cookie in your browser.

You must enable JavaScript in your browser.

articles

Динамическая фотография

«Кто нам мешает, тот нам поможет»
«- и ещё этот, с хвостом!
- осла не в счёт..»
"Кавказская пленница"


Некоторые термины обладают устойчивым свойством въедаться в подсознание, как стереотип неких рамок. К одному из таких ограничителей можно без оглядки отнести понятие "шевелёнка" в фотографии. Причин появления «шевелёнки» великое множество: рука дрогнула, хмурое утро, молоко убежало и т.п., все то, что отвлекает от полной концентрации необходимой для получения высококачественного резкого фото.

Сколько "загубленных" плёнок и цифроснимков хранятся в корзинах и на свалках. Напасть, которая не вписывается в рамки форматов и отвергается с негодованием рекламными агентствами и издательскими домами. Ужас на лице и возгласы с размахиванием рук: «Опять ничего не получилось!!!». «Спокойствие, только спокойствие», - как говорил известный персонаж мультфильма. Нет, автор статьи, отнюдь, не собирается писать вариации на интернетные темы и цитировать учебники о том, как избежать злополучного отсутствия резкости в снимке, скорее наоборот, рекомендует воспользоваться всеми советами и тонкостями, изложенными в различных умных книгах и статьях по данному вопросу. Речь в этой статье пойдёт совсем о другом. «О чем же?» - спросите вы, недоуменно приподняв брови, – «Хорошее дело браком не назовут! Какой смысл заниматься тем, что приводит к порче фото?» . «Именно об этом», - улыбнётся автор статьи в ответ.

Понятие "смаз", с недавнего времени появившееся в комментариях под некоторыми фото, в большинстве случаев, как клеймо брака для многочисленных фотографов, как не резкие фото, и им надлежало бы храниться только в корзине, где им самое место. Но что- то останавливает, непонятно что, есть в них что-то такое... «Нет, в корзину!» - говорит со знанием дела «профи», и, в очередной раз, возникает вопрос: «Что же такое фотография?» Молчание в студии. Часто приходится читать или слышать ответ на этот вопрос, что это «запечатлённый момент», «запечатлённое мгновение» или нечто близкое по сути к этим ответам, но невольно напрашивается вопрос: «Какой момент? Какое мгновение? Момент или мгновение, как запечатлённая сценка из жизни или момент, как временной отрезок времени? Отрезок времени, запечатлённый в рамки доли секунды или вечности?». Очевидна относительность длительности мгновений и моментов. «… Штирлиц шёл по коридору ...», это момент, мгновение? Вполне возможно, что не одно из семнадцати, но дополнение к одному из них. «К чему это все? Зачем?», - воскликнет разум. «Прекратите “троллить моск!!” Довольно!!!»- вполне уместное замечание и, кстати, тоже мгновение. При возвращении к началу статьи становится очевидным, что «шевелёнка» отлично вписывается в рамки того самого отрезка времени и, кроме того, имеет содержание - «как вчера было хорошо и как сегодня плохо», к примеру, а потому и «шевелёнка», потому и восприятие такое. Следует отметить, что восприятие момента формирует ещё одно свойство – «впечатление от..» происходящего с фотографом, к примеру, в том же отрезке времени, но уже в рамках того сюжета, который витает в его голове и проецируется на то, чем он занимается в данный момент, что применимо и к восприятию зрителя.

Итак, к чему это все?

Во первых, для того чтобы позволить читателю самому ответить на вопрос – что такое, для него лично, есть «фотография»? И, с другой стороны, признать относительность временного отрезка, запечатлённого на светочувствительном элементе, как величины неопределённой, относительной, но имеющей одно основное содержание — время. Точнее некий его отрезок, как отпечаток волновой сути, одним из свойств, согласно гипотезе де Бройля и, судя по материалу, изложенному в учебнике физики, обладает материя и изображение воспринимается глазом в видимом спектре, как фото.

Во-вторых, извлечь пользу в момент съёмки от перемещения или смещения камеры относительно оси или плоскости объектов съёмки, т.е. в некой динамике, что и будем называть «динамической фотографией».

Примечание: «динамическую фотографию» следует отличать от «динамики» в самом изображении, при которой движущиеся объекты имеют шлейф от движения (съёмка при относительно больших выдержках) и композиционных решениях.

Автор статьи берёт на себя смелость утверждать, что снимок, созданный в динамике (перемещении) самой камеры (при выдержке от 0,5 сек и более), также является одним из инструментов фотографии и, как одно из средств, выражения для фотографа. Нет, у него не возникает желания навязывать и, тем более, поучать кого- либо, ни в коем случае, это не более чем одно из мнений и краткое изложение с примерами способов выражения, адресованное, прежде всего тому, кого это заинтересует или может заинтересовать в качестве экспериментов. Интерес к съёмке в динамике может вызвать уже то обстоятельство, что при относительном перемещении камеры на длительных выдержках меняется «пластика оптического рисунка объектива» и тональные отношения в самом изображении становятся более лёгкими, прозрачными, появляется некая «акварельность» в тоне, воздушность, чем- то, напоминая однолинзовые объективы, в том числе и «Lensbaby». Значение диафрагменного числа (величина диафрагмы) при подобной съёмке желательно иметь достаточно высокое, начиная от F7 и выше, хотя, чем ниже его значение, тем мягче рисунок. Нежелательна высокая контрастность в том, что входит в рамки кадра, хотя при определённой обстановке (крупные тональные пятна, например, в пейзаже светлое небо) будет вполне уместно, но это нужно оставить на выбор самого фотографа. В большинстве случаев для создания подобных изображений подходит низкая освещённость объектов в сумерки, по времени суток, а наличие цвета вносит особое содержание в снимок.

Каковы же способы получения динамической фотографии?

1​ Всем известная «шевелёнка» (нерегулируемое смещение от оси съёмки) рис. 1*



на рисунке представлен снимок в «худшем» случае смещения от оси

2​ Смещение объектива от оси съёмки (рис. 2, 3)- Вертикальное, горизонтальное, те линейное в плоскости объекта и камеры



3​ Изменение значения фокусного расстояния (зуммирования) в момент съёмки (рис. 4, 5)



4. Вращение объектива относительно оси съёмки (возможное использование и при изменении фокусного расстояния) (рис. 6)



4​ Пространственное изменение и смещение по оси съёмки с изменением фокусного расстояния (зуммирование в движении) (рис. 7)



8. Акцентированная динамическая съёмка, распределённая во времени съёмки с разным количеством времени на каждый объект (мультиэкспозиция за одно нажатие кнопки «спуск» на фотоаппарате). Сюжет во времени и в одном кадре, чем то напоминает стробоскопическу.ю съёмку, но без использования вспышки (рис.8, 9) (длинная выдержка со вспышкой также возможна)



В заключении следует отметить тот факт, что при значительных выдержках (более 3 секунд) движущиеся объекты (с небольшой скоростью) отсутствуют в кадре, хотя их «присутствие» нельзя отрицать. Описанные в статье способы позволят не только «увидеть» те самые объекты, но и компоновать их в рамке кадра, в сюжете динамической фотографии. Автор статьи рекомендует проводить съёмку при низких значениях ICO, чтобы снизить максимально шумы при съёмке на цифровую технику.

Успеха и удачи в творчестве!

*фото автора статьи, сделанные в период с 11.10г. по 03.13г.