You must enable JavaScript in your browser.
«Кто нам мешает, тот нам поможет»
«- и ещё этот, с хвостом!
- осла не в счёт..»
"Кавказская пленница"
Некоторые термины обладают устойчивым свойством въедаться в подсознание, как стереотип неких рамок. К одному из таких ограничителей можно без оглядки отнести понятие "шевелёнка" в фотографии. Причин появления «шевелёнки» великое множество: рука дрогнула, хмурое утро, молоко убежало и т.п., все то, что отвлекает от полной концентрации необходимой для получения высококачественного резкого фото.
Сколько "загубленных" плёнок и цифроснимков хранятся в корзинах и на свалках. Напасть, которая не вписывается в рамки форматов и отвергается с негодованием рекламными агентствами и издательскими домами. Ужас на лице и возгласы с размахиванием рук: «Опять ничего не получилось!!!». «Спокойствие, только спокойствие», - как говорил известный персонаж мультфильма. Нет, автор статьи, отнюдь, не собирается писать вариации на интернетные темы и цитировать учебники о том, как избежать злополучного отсутствия резкости в снимке, скорее наоборот, рекомендует воспользоваться всеми советами и тонкостями, изложенными в различных умных книгах и статьях по данному вопросу. Речь в этой статье пойдёт совсем о другом. «О чем же?» - спросите вы, недоуменно приподняв брови, – «Хорошее дело браком не назовут! Какой смысл заниматься тем, что приводит к порче фото?» . «Именно об этом», - улыбнётся автор статьи в ответ.
Понятие "смаз", с недавнего времени появившееся в комментариях под некоторыми фото, в большинстве случаев, как клеймо брака для многочисленных фотографов, как не резкие фото, и им надлежало бы храниться только в корзине, где им самое место. Но что- то останавливает, непонятно что, есть в них что-то такое... «Нет, в корзину!» - говорит со знанием дела «профи», и, в очередной раз, возникает вопрос: «Что же такое фотография?» Молчание в студии. Часто приходится читать или слышать ответ на этот вопрос, что это «запечатлённый момент», «запечатлённое мгновение» или нечто близкое по сути к этим ответам, но невольно напрашивается вопрос: «Какой момент? Какое мгновение? Момент или мгновение, как запечатлённая сценка из жизни или момент, как временной отрезок времени? Отрезок времени, запечатлённый в рамки доли секунды или вечности?». Очевидна относительность длительности мгновений и моментов. «… Штирлиц шёл по коридору ...», это момент, мгновение? Вполне возможно, что не одно из семнадцати, но дополнение к одному из них. «К чему это все? Зачем?», - воскликнет разум. «Прекратите “троллить моск!!” Довольно!!!»- вполне уместное замечание и, кстати, тоже мгновение. При возвращении к началу статьи становится очевидным, что «шевелёнка» отлично вписывается в рамки того самого отрезка времени и, кроме того, имеет содержание - «как вчера было хорошо и как сегодня плохо», к примеру, а потому и «шевелёнка», потому и восприятие такое. Следует отметить, что восприятие момента формирует ещё одно свойство – «впечатление от..» происходящего с фотографом, к примеру, в том же отрезке времени, но уже в рамках того сюжета, который витает в его голове и проецируется на то, чем он занимается в данный момент, что применимо и к восприятию зрителя.
Итак, к чему это все?
Во первых, для того чтобы позволить читателю самому ответить на вопрос – что такое, для него лично, есть «фотография»? И, с другой стороны, признать относительность временного отрезка, запечатлённого на светочувствительном элементе, как величины неопределённой, относительной, но имеющей одно основное содержание — время. Точнее некий его отрезок, как отпечаток волновой сути, одним из свойств, согласно гипотезе де Бройля и, судя по материалу, изложенному в учебнике физики, обладает материя и изображение воспринимается глазом в видимом спектре, как фото.
Во-вторых, извлечь пользу в момент съёмки от перемещения или смещения камеры относительно оси или плоскости объектов съёмки, т.е. в некой динамике, что и будем называть «динамической фотографией».
Примечание: «динамическую фотографию» следует отличать от «динамики» в самом изображении, при которой движущиеся объекты имеют шлейф от движения (съёмка при относительно больших выдержках) и композиционных решениях.
Автор статьи берёт на себя смелость утверждать, что снимок, созданный в динамике (перемещении) самой камеры (при выдержке от 0,5 сек и более), также является одним из инструментов фотографии и, как одно из средств, выражения для фотографа. Нет, у него не возникает желания навязывать и, тем более, поучать кого- либо, ни в коем случае, это не более чем одно из мнений и краткое изложение с примерами способов выражения, адресованное, прежде всего тому, кого это заинтересует или может заинтересовать в качестве экспериментов. Интерес к съёмке в динамике может вызвать уже то обстоятельство, что при относительном перемещении камеры на длительных выдержках меняется «пластика оптического рисунка объектива» и тональные отношения в самом изображении становятся более лёгкими, прозрачными, появляется некая «акварельность» в тоне, воздушность, чем- то, напоминая однолинзовые объективы, в том числе и «Lensbaby». Значение диафрагменного числа (величина диафрагмы) при подобной съёмке желательно иметь достаточно высокое, начиная от F7 и выше, хотя, чем ниже его значение, тем мягче рисунок. Нежелательна высокая контрастность в том, что входит в рамки кадра, хотя при определённой обстановке (крупные тональные пятна, например, в пейзаже светлое небо) будет вполне уместно, но это нужно оставить на выбор самого фотографа. В большинстве случаев для создания подобных изображений подходит низкая освещённость объектов в сумерки, по времени суток, а наличие цвета вносит особое содержание в снимок.
Каковы же способы получения динамической фотографии?
1 Всем известная «шевелёнка» (нерегулируемое смещение от оси съёмки) рис. 1*