PhotoForum.ru - free photo gallery for digital and film photographers

You must enable cookie in your browser.

You must enable JavaScript in your browser.

articles

Динамическая фотография

Роман Соловьев

«Кто нам мешает, тот нам поможет»
«- И ещё этот, с хвостом!
- Осла не в счёт...»
"Кавказская пленница"


Некоторые термины обладают устойчивым свойством въедаться в подсознание как стереотип неких рамок. К одному из таких ограничителей можно без оглядки отнести понятие "шевелёнка" в фотографии. Причин появления “шевелёнки” великое множество: рука дрогнула, хмурое утро, молоко убежало и т.п., все то, что отвлекает от полной концентрации необходимой для получения высококачественного резкого фото.

Сколько "загубленных" плёнок и цифроснимков хранятся в корзинах и на свалках. Напасть, которая не вписывается в рамки форматов и отвергается с негодованием рекламными агентствами и издательскими домами. Ужас на лице и возгласы с размахиванием рук: «Опять ничего не получилось!!!» «Спокойствие, только спокойствие», - как говорил известный персонаж мультфильма. Нет, автор статьи не собирается писать вариации на интернетные темы и цитировать учебники как избежать злополучного отсутствия резкости в снимке, скорее наоборот, порекомендует до самых тонкостей воспользоваться советами из различных умных книг и статей по данному вопросу. Речь здесь пойдёт совсем о другом. «О чем же?» - спросите вы, недоуменно приподняв брови, – «Хорошее дело браком не назовут! Какой смысл заниматься тем, что приводит к порче фото?» «Именно об этом», - улыбнётся автор в ответ.

Понятие "смаз", с недавнего времени появившееся в комментариях под некоторыми фотографиями, закрепилось как клеймо брака для многочисленных фотографов и различных агентств, так как это, прежде всего, не резкие фото, не вписывающиеся в формат и им надлежало бы храниться только в одном месте - корзине. Но некоторые снимки останавливают взгляд, неясно что именно, но есть в них что-то такое... «Нет, в корзину!» - говорит со знанием дела ”профи” и у нас, в очередной раз, возникает вопрос: «Что же такое фотография?». Молчание в студии. Часто приходится читать или слышать ответ, что это ”запечатлённый момент”, ”запечатлённое мгновение” или нечто близкое по смыслу, но при этом невольно напрашивается вопрос: «Какой момент? Какое мгновение? Момент или мгновение, как запечатлённая сценка из жизни или момент, как временной отрезок времени? Отрезок времени, запечатлённый в рамки доли секунды или вечности?». Очевидна относительность длительности мгновений и моментов. «Штирлиц шёл по коридору» - это момент, мгновение? Вполне возможно, что не одно из семнадцати, но дополнение к одному из них. «К чему это все? Зачем?» - воскликнет разум. «Прекратите троллить моск! Довольно!» - вполне уместное замечание и, кстати, тоже мгновенное. Возвращаясь к началу статьи становится очевидным, что ”шевелёнка” отлично вписывается в рамки того самого отрезка времени и, кроме того, имеет содержание, пример, - «как вчера было хорошо и как сегодня плохо», а потому и ”шевелёнка”, потому и восприятие такое. Следует отметить, что восприятие момента формируется, в том числе и как впечатление от происходящего с фотографом, в том же отрезке времени, но уже в рамках того сюжета, который витает в его голове сюжет проецируется на то, чем он занимается в данный момент, что вероятно проецируется и формирует восприятие зрителя в последствии.

Итак, к чему это все?

Во первых, для того чтобы позволить читателю самому ответить на вопрос – что такое, для него лично, есть «фотография»? И, с другой стороны, признать относительность временного отрезка, запечатлённого на светочувствительном элементе, как величины неопределённой, относительной, но имеющей одно и основное содержание - время. Точнее некий его отрезок, как отпечаток волновой сути, являющийся одним из свойств, согласно гипотезе де Бройля, которым обладает материя как и её отображение, в видимом спектре, воспринимаемое глазом как фотография.

Во-вторых, извлечь пользу в момент съёмки от перемещения или смещения камеры относительно оси или плоскости объектов съёмки, т.е. в некой динамике, что мы и будем называть «динамической фотографией».

Примечание: ”динамическую фотографию” следует отличать от ”динамики” в самом изображении в композиционных решениях.

Автор берёт на себя смелость утверждать, что снимок, созданный в динамике (перемещении) самой камеры (при выдержке от 0,5 сек и более), является одним из средств выражения для фотографа. Нет, у автора не возникает желания навязывать и, тем более, поучать кого-либо; ни в коем случае. Это не более чем одно из мнений в кратком изложении с примерами способов выражения. Оно адресовано, прежде всего тому, кто заинтересуется в качестве эксперимента, используя при этом иные способы, нежели традиционные, чтобы получить выразительные работы. Интерес к съёмке в динамике может вызвать уже то обстоятельство, что при относительном перемещении камеры и объекта съёмки на длительных выдержках меняется «пластика оптического рисунка объектива» и тональные отношения в самом изображении становятся более лёгкими, прозрачными, появляется некая «акварельность» в тоне, воздушность, чем- то, напоминая однолинзовые объективы, в том числе и «Lensbaby». Значение диафрагменного числа при подобной съёмке желательно задать достаточно высокое, начиная от F7 и выше, хотя, чем ниже его значение, тем мягче рисунок. Нежелательна высокая контрастность в том, что входит в рамки кадра, хотя при определённой обстановке (крупные тональные пятна, когда, например, в пейзаже светлое небо) будет вполне уместна, но это нужно оставить на выбор самого фотографа. В большинстве случаев для создания подобных изображений подходит низкая освещённость объектов в сумерки, по времени суток, а наличие цвета вносит особое содержание в снимок.

Каковы же способы получения динамической фотографии?

1. Всем известная «шевелёнка» (нерегулируемое смещение от оси съёмки) (рис. 1*)


на рисунке представлен снимок в "худшем" случае смещения от оси

2. Смещение объектива от оси съёмки - вертикальное, горизонтальное, т.е. линейное в плоскости объекта и камеры (рис. 2, 3)





3. Изменение значения фокусного расстояния (зуммирования) в момент съёмки (рис. 4, 5)





4. Вращение объектива относительно оси съёмки (возможное использование и при изменении фокусного расстояния) (рис. 6,7)





5. Пространственное изменение и смещение по оси съёмки с изменением фокусного расстояния (зуммирование в движении) (рис. 8)



6. Акцентированная динамическая съёмка, распределённая во времени съёмки с разным количеством времени на каждый объект (мультиэкспозиция за одно нажатие кнопки «спуск» на фотоаппарате). Сюжет во времени и в одном кадре, чем-то напоминает стробоскопическу.ю съёмку, но без использования вспышки (длинная выдержка со вспышкой также возможна) (рис. 9, 10).





В заключение следует отметить тот факт, что при значительных выдержках (более 3 секунд) движущиеся объекты (с небольшой скоростью) отсутствуют в кадре, хотя их "присутствие" нельзя отрицать. Описанные в статье способы позволят не только "увидеть" те самые объекты, но и компоновать их в рамке кадра, в сюжете динамической фотографии. Автор статьи рекомендует проводить съёмку при низких значениях ISO, чтобы снизить максимально шумы при съёмке на цифровую технику.

Успеха и удачи в творчестве!

*фото автора статьи, сделанные в период с 11.10г. по 03.13г.