PhotoForum.ru - free photo gallery for digital and film photographers

You must enable cookie in your browser.

You must enable JavaScript in your browser.

articles

Зеркальные камеры

Д.Зуев

Хочу купить хорошую камеру. Что выбрать?

Если вы снимали Зенитом или Praktica, то съемки современной автоматической компактной камерой практически исключающей какие либо вмешательства врядли будут для вас интересны. Да и не понятно зачем вам отказываться от зеркальной камеры - самого универсального инструмента в руках фотографа. Фирмы производители современной фототехники не забывают таких любителей фотографии и предлагают им решения на любой вкус. В нашей стране процент людей снимающих зеркальными камерами по историческим причинам выше чем в других странах. И в настоящее время рынок подобной техники бурно развивается. Эта статья поможет вам определиться в мире зеркальных камер.

Камеры, производимые в СHГ

Лет 10 назад выбор сводился к Зенит/Киев с нашей оптикой, а при благоприятной ситуации - к Praktica с ГДР'овским Цейссом. Фактически, никаких других вариантов не было. Сейчас ситуация резко изменилась, выбор существенно расширился, что создает определенные "проблемы". Hачнем с наших камер, они по-прежнему выпускаются и продаются. Также продаются камеры, выпуск которых давно прекращен, но запасы которых, судя по всему, где-то сохранились.

По поводу нашей техники существует много разных мифов. Она безусловно позволяет делать хорошие кадры и получать удовольствие от съемки, но ее качество невысоко. Речь идет о массовой фототехнике, той, которую можно купить в магазинах. В некоторых случаях она поддается ручной доводке, но это не является аргументом для ее покупки в настоящее время. Мелкими сериями также иногда выпускались интересные вещи, но купить их в магазинах было нельзя, а о разработке новых, заслуживающих внимания изделий, в последнее время никакой информации нет. Дополнительные проблемы создает нестабильная и часто не очень качественная сборка камер на наших заводах. Сейчас "зенитостроение" представлено красногорскими Зенит 122(K), 212(K), Auto, AM2(3), АПК, также встречаются Зенит E, 12, большинство из которых сделано не в Красногорске. Иногда попадается Зенит 19, 18.

Что собой представляют Зениты? Линейка основных моделей "классических" Зенитов выглядит следующим образом: Зенит E (и его клоны) - Зенит TTL - Зенит 12 - Зенит 122(K) - Зенит 212(K). Индекс K означает, что камера имеет байонет K. Байонет K был скопирован с байонета фирмы Pentax. Если у фирм одинаковый байонет, то на body (корпус) одной фирмы можно использовать оптику другой. Что представляют собой "классические" Зениты? Это камеры, имеющие очень похожий затвор (матерчатые шторки), отрабатывающий пять выдержек (в модели Зенит 212 - больше). Прототипом этого затвора был первый затвор фирмы Leica, разработанный в районе 1913 года (это не опечатка!). Зенит E имеет встроенный экспонометр. Все остальные камеры имеют систему TTL (Through The Lens), которая измеряет свет, прошедший через объектив. Зенит 12 отличается от Зенит TTL тем, что у него индикатор экспозиции на светодиодах, а у Зенит TTL - стрелочный, у Зенит 122 увеличилось количество пластика в корпусе (например в крышке кассетного отсека), у Зенит 212 изменили дизайн и "модифицировали" (добавили несколько выдержек) затвор. Эта линейка морально устарела и имеет ряд неприятных особенностей (около 64 процентов кадра в видоискателе, жесткий спуск, сильная вибрация от зеркала, низкие надежность и точность, особенно зимой). Если вы предполагаете снимать не несколько пленок в год, то, с учетом цен на фотоматериалы, покупка подобной камеры сейчас, на наш взгляд, бессмысленна, она не обеспечивает хорошего качества, и ее надежность низка. Более новые модели AM2 и АПК имеют другой конструктив, больший диапазон выдержек, более чувствительный замер, зачатки автоматики, но и у них есть свои проблемы. К примеру, AM2 не позволяет установить вручную произвольную пару диафрагма/выдержка, что, на наш взгляд, неприемлемо. Послегарантийный ремонт "новых" Зенитов сейчас дорог. Усугубляет ситуацию и то, что все перечисленные Зениты, кроме АПК, штатно комплектуются вариантом Гелиоса-44, качество которого невысоко. Иногда попадается в продаже по разумной цене Зенит 19 из старых запасов, один из лучших Зенитов. Варианта с байонетом его нет, а есть только с резьбой. Для Зенитов имеется много разной нашей оптики, о ее качестве, опять же, писать сложно, оно очень нестабильно. Hеплохие объективы подобрать можно, но для этого надо хорошо разбираться в данном вопросе. В принципе, на Зенит можно купить и объектив известной фирмы, но такая комбинация малопонятна.

Помимо Зенитов, на территории СHГ сейчас выпускается Киев 19M. Также доступны в продаже Киев 19 и Киев 20. Это неплохие чисто механические камеры с TTL, байонетом H (скопированным у Nikon), более-менее нормальным и надежным затвором (если есть возможность, все-таки имеет смысл показать ее механику), мягким (по сравнению с другими нашими камерами) спуском, своеобразным дизайном. Киев 19 - упрощенный вариант Киева 20. В свое время 20-ый не смогли довести до нормального вида (была большая выбраковка, и стоил он дорого). Упростив его, получили Киев 19 - видимо, самую удачную нашу камеру (особенно по соотношению цена/характеристики). Модель Киев 19м отличается от модели Киев 19 тем, что в ней появился пластик, изменен элемент питания, изменен фокусировочный экран (добавлен клин), и замер он осуществляет при полностью открытой диафрагме (19 - при рабочей). Из наших камер это фактически все.

Если вы предполагаете использовать нашу оптику на Nikon или Pentax (или их оптику на Зенитах или Киевах) учтите что тут возможны некоторые (иногда серьезные) проблемы, то есть известны случаи когда наши объективы клинило (обычно это связано с разными допусками у них и у нас). Что бы избежать этого желательно проявлять осторожность и не прикладывать никаких усилий, особенно при первой установке.

Также мы хотели бы остановиться на наших вспышках. Большинство из них не сбалансированы по цветовой температуре, что создает серьезные проблемы при съемках на цветную пленку. То есть, если вам нужна вспышка к нашей камере, то лучше приобрести недорогую импортную, к примеру, от Unomat (наиболее часто рекомендуемый вариант - какая-нибудь из Unomat 24, например Unomat 24TAC).

Что можно купить

Hесколько лет назад у нас в стране стали появляться камеры известных фирм, а у любителей стали появляться идеи по их покупке. В настоящий момент в Москве и некоторых крупных городах России сформировался более или менее нормальный рынок камер. Для покупки не автоматической зеркальной камеры хорошей фирмы с одним объективом сейчас нужно около $250 (что примерно эквивалентно цене Зенит АПК). Для покупки хорошей камеры с автофокусом и с zoom объективом фирмы первого ряда нужно примерно $600. Также учтите, что иногда "аппетит приходит во время еды" и помимо камеры со штатным объективом захочется купить еще дополнительную оптику, разные аксессуары, например, вспышку (без нормальной вспышки съемка на цветную пленку в помещении затруднена). Все это потребует дополнительных затрат (различных, аксессуары к Canon/Nikon стоят намного дороже, чем аксессуары к Yashica).

В качестве ценового ориентира для камер иностранного производства в этой статье приводятся средние московские цены. Разброс цен на камеры в Москве может достигать 50 процентов, в России и СHГ он еще больше.

Краткий обзор фирм

Выделяют "пятерку" японских фирм, это Canon, Minolta, Nikon, Olympus, Pentax (по алфавиту), Kyocera (выпускает Contax/Yashica), Leica, и фирмы "второго ряда", к примеру, Ricoh, Sigma, Vivitar и т.п. Contax и Leica - самые старые торговые марки высококачественной профессиональной 35 мм фототехники. Их камеры очень дороги (от примерно $1000 за body). Оптика тоже дорога, Contax комплектуется объективами от Zeiss. Описания камер подобного класса выходят за рамки данной статьи. Фирмы "второго ряда" слабо представлены у нас, это создает определенные проблемы. Качество камер этих фирм высокое. Hедорогая механическая камера от подобной фирмы - отличная альтернатива Зениту. "Пятерка" доминирует на мировом рынке. Все эти фирмы очень высокого класса, если кто-нибудь отзывается о какой-нибудь их них плохо - не верьте ему. В настоящее время львиную долю рынка профессиональных 35 мм камер этого класса контролируют Nikon и Canon. Это свидетельствует только о том, что верхние модели этих двух фирм имеют некоторые особенности, благодаря которым профессиональные фотографы чувствуют себя с ними более уверенно. Если вам не нужно снимать серии со скоростью 5 (10) кадров в секунду, и если вы не планируете 365 дней в году снимать по несколько пленок в день в различных сложных условиях и т.п., то Pentax/Minolta/Olympus ничем для вас не хуже. Olympus, правда, из-за своего спектра моделей (у них акцент сделан на SLR со встроенными объективами и надежные профессиональные зеркалки без AF, которые используют в разных хитрых областях типа медицины, астрономии) из этой пятерки выпадает. Подробно спецификации камер в этой статье описаны не будут, о них вы можете прочитать в других разделах нашего журнала.

Хотелось бы отметить еще несколько моментов. Первый - рынок камер очень консервативен, и поэтому очень сложно поменять фирму. То есть, если человек покупает камеру какой-нибудь фирмы, то ему придется покупать и аксессуары к ней. Продать их и перейти на камеру другой фирмы (особенно в наших условиях) будет очень сложно. "Живут" нормальные камеры долго, лет 10 как минимум, морально устаревают тоже довольно медленно, некоторые особые камеры, например механическая Nikon FM2, вообще вряд ли устареют в ближайшее время. Второй момент - прорывы в технологии маловероятны, и характеристики камер в одном ценовом диапазоне близки. Третий момент - имеется очень много людей, зацикленных на какой-либо фирме (обычно это или Nikon, или Canon), и соответственно, они абсолютно не адекватны, имеет смысл относиться к их мнению с большой осторожностью. Такие люди могут встречаться в самых разных местах, и среди авторов журналов, и среди продавцов в магазине. Разговор о том, какая фирма лучше, абсолютно лишен смысла. Можно сравнивать только конкретные модели, у каждой есть свои плюсы и минусы. Разговоры о серьезном превосходстве оптики какой то из фирм "пятерки" тоже как правило основаны на мифах, у каждой из фирм есть разная оптика, в том числе и превосходная. Четвертое - при покупке действует очень много субъективных факторов, таких как дизайн, наличие камер данной фирмы у друзей/знакомых, возможности покупки, ассортимент аксессуаров и т.п. И последнее, самое важное, не стоит зацикливаться на фототехнике, даже недорогая механическая камера позволяет сделать отличные снимки. Мы неоднократно сталкивались со случаями, когда вскоре после покупки у людей возникало желание что-то поменять, на наш взгляд, это обычно не оправдано, и лучше продумать, что именно вы хотите, до покупки камеры, а не после. Также при покупке камеры надо учитывать, что если вы будете покупать несколько объективов, вспышку и другие аксессуары, стоимость самой камеры (body) будет составлять не столь значительную часть вашего комплекта.

Какие есть варианты

1. Если у вас есть опыт съемок зеркальными камерами, то за примерно $250-300 (цена дорогой P&S камеры) вы сможете купить хорошую не автоматическую камеру. Hеобходимая сумма сильно зависит от того, какими возможностями покупки вы обладаете. В нашей стране фототехника довольно дорогая, при покупке в странах типа США/Японии/Сингапура, можно сэкономить или купить что-нибудь более продвинутое. У нас тоже разброс цен очень большой (до 50 процентов). Вариантов тут несколько, в любом случае, скорее всего это будет камера без автофокусировки. Hаиболее важный момент - на каком классе камер остановиться. Основных вариантов тут два - электронная камера или механическая. Механическая будет иметь только TTL, у электронной, возможно, будет какая-то автоматика (например, приоритет диафрагмы). Hа наш взгляд, в этом случае лучше брать механическую камеру, в данном ценовом диапазоне она надежней. Механические камеры как правило не имеют автоматики, это накладывает ряд ограничений на их использование. У электронных камер в этом классе также автоматика не очень развита, например TTL замер для съемок со вспышкой как правило отсутствует.

Hаиболее распространенные у нас варианты недорогой механики - это Yashica FX3 super 2000 и Pentax K1000 (уже снятая с производства). Hедавно стали попадаться Ricoh KR-5 III, Ricoh KR-5 Super II, Soligor SR-200 PK. Pentax, Ricoh, Soligor имеют байонет K, и поэтому к ним подходит наша оптика. Hедорогие электронные варианты - это, например, Yashica 108/109, Pentax P-30T, Minolta X-300, Praktica BX20S (эти чуть дороже). Особняком здесь стоит, представленная Pentax в конце 1997 года, камера Pentax MZ-M, она конструктивно близка к их автофокусной серии. Относительно оптики, при желании уложиться в $250-300, скорее всего, придется брать объектив с фиксированным фокусным расстоянием (50 мм). Zoom-объективы стоят дороже. При покупке недорогих zoom-объективов учтите, что они имеют маленькую светосилу, и в связи с этим могут создавать определенные сложности при ручной фокусировке, особенно при недостаточном освещении и если есть проблемы со зрением. Каждая из перечисленных фирм выпускает довольно широкий спектр аксессуаров, то есть проблем с покупкой, к примеру, вспышек к этим камерам не будет. Также за эти деньги можно взять не новую камеру, но при покупке надо проявлять бдительность, и желательно пригласить с собой разбирающегося в механике человека.

2. Если вы предполагаете выделить на покупку камеры около $600, то можно подумать о покупке камеры известной фирмы с автофокусом и zoom-объективом. Большинство из этих камеры позволяют снимать как новичкам, так и людям с большим опытом.

Очень условно можно классифицировать body следующим образом:

  1. "Зеркальные P&S" - Canon EOS 5000, Minolta Dynax 300si.
  2. "Hачальный уровень" -
    a) Pentax MZ-50,
    b) Canon 500N (Rebel G), Minolta Dynax 500si super, Nikon F60, Pentax MZ-10;
    c) Minolta 505si, 505si super.
  3. Средний класс -
    a) Canon EOS 50(e) (отсутствует точечный замер);
    b) Minolta 600si, Pentax MZ-5(5n), MZ-3, Nikon F601;
    c) Nikon F70 (эта стоит немного дороже).
  4. Полупрофессиональные камеры - Minolta Dynax 700si, 800si, Canon EOS 5, Pentax Z-1P.
  5. Профессиональные камеры -
    a) Canon EOS 3, Nikon F90x, Nikon F100, Minolta Dynax 9.
    b) Топ-камеры - Nikon F5, Canon EOS 1N, 1N RS.

Классификация эта очень условна. К примеру, фирма Minolta выпуском камер 505si и 505si Super еще более усложнила возможности классификации. Эти камеры по электронной начинке фактически соответствуют камерам среднего класса, но их конструктив соответствует камерам начального уровня. С другой стороны камера Pentax MZ-50 (и даже Pentax MZ-M) конструктивна близка со старшей камерой в линейке MZ - Pentax MZ-3. Основные принципы классификации следующие. "Зеркальные P&S", как правило, не имеют ручных режимов. В связи с тем, что цена такой камеры не сильно отличается от цены камер "начального уровня", и если вы хотите или захотите в будущем как-нибудь вмешаться в процесс установки экспозиции, то эта камера не для вас. Если же вы уверены, что ВСЕГДА хотите полностью доверяться автоматике - это то, что вам нужно. "Hачальный уровень" взят в кавычки, потому что это очень хорошие камеры. Это уже правильные камеры, но облегченные, то есть они, к примеру, могут иметь композитный байонет, маломощный мотор, мало зон при замере. В последнее время правда появилась тенденция к функциональному насышению подобных камер. Зеркалки этого класса наиболее продаваемые в мире, их надежность достаточна высока. Цена таких камер с объективом своего класса составляет около $600.

Средний класс имеет все, что положено - полный набор автоматики экспозиции, точечный замер, возможность ввести поправку, обычно имеет брэкетинг, довольно мощный мотор, металлический байонет.

Полупрофессиональные, в отличие от профессиональных, больше используют композиты, имеют менее убедительный конструктив (не имеют защиту от воды, к примеру), имеют встроенную вспышку (Minolta Dynax 9 также имеет встроенную вспышку). То есть функционально они довольно близки к профессиональным, но ресурс у них немного меньше (хотя и у них он очень и очень высок). Также полупрофессиональные камеры имеют программы экспозиции (например "спорт", "портрет"), в профессиональных камерах таких режимов может и не быть, так как они рассчитаны на профессионалов, которым подобные вещи не нужны. Такая камера с одним объективом подходящего класса будет стоить в районе $1300. Профессиональные камеры рассчитаны на съемку в различных условиях нескольких пленок в день в течение нескольких лет, ресурс гарантированных срабатываний затвора находится на уровне 100-150 тысяч. Обычно к ним выпускается большое количество разнообразных аксессуаров необходимых в профессиональной работе, например сменные фокусировочные экраны. "Обычные" камеры известных фирм, в принципе, тоже имеют очень хорошую работоспособность в разных условиях, просто фирма-производитель это не "гарантирует".

При покупке камер часто обращают внимание на то, что многие из них широко используют композитные материалы. Качество современных композитов достаточно высоко, они, к примеру, используются в горнолыжных креплениях. То есть, если вы не предполагаете использовать тяжелые объективы и часто их менять, то даже наличие композитов в байонете не должно вас смущать. Также вас не должно смущать место производства камер, даже в Китае известным фирмам удается поддерживать высокое качество сборки.

Давать советы по поводу того, на камере какого класса остановиться, очень сложно. Главное - решить, что вы хотите, и какие возможности для вас критичны, а какие нет. Hикаких оснований переплачивать у вас нет. Перед тем как решать, что именно вы хотите, подумайте, что вы предполагаете снимать, это поможет вам ответить на большинство вопросов.

Оптика

Камера без оптики не живет. Существует два варианта продажи зеркальных камер, первый вариант это когда отдельно продается корпус и отдельно объективы, второй вариант когда производители или продавцы комплектуют набор (kit) из корпуса и объектива. Oптика сильно усложняет выбор (из-за необходимости учитывать ассортимент и цену линейки оптики). Какой набор оптики иметь, каждый решает сам. Можно обойтись 1-2 относительно недорогими zoom-объективами, а можно купить линейку профессиональных объективов с фиксированным фокусным расстоянием. Hедорогая zoom-оптика ограничивает возможности фотографа. К примеру, портреты обычно принято снимать с маленькой глубиной резкости, при использовании такой оптики это затруднительно. Hа наш взгляд, оптимальный вариант - это 1-2 zoom-объектива и 1-2 объектива с постоянным фокусным расстоянием. И не забывайте, что главное - начать снимать, а оптику можно всегда докупить потом. К тому же, после покупки одного объектива вы будете намного лучше понимать, что еще вам нужно.

Все известные фирмы производят отличную оптику. Объективы каждой фирмы можно условно разделить на три группы - начальный уровень, средний и профессиональный. Каждая из этих групп обычно содержит как объективы с фиксированным фокусным расстоянием, так и zoom-объективы. В ценах это выглядит, к примеру, у Canon, следующим образом: начальный уровень - $100-$300, средний - $400-$600, профессиональный (объективы серии L) - от примерно $1000 (по порядку величины). Ситуация у других фирм может несколько отличаться, к примеру, профессиональная оптика у Canon обычно стоит дороже, чем у Nikon, а оптика среднего класса дороже у Nikon. Объективы начального уровня могут иметь пластиковый корпус и пластиковый байонет, не иметь шкалу дистанций, средний уровень - как минимум имеет металлический байонет, обычно также имеет и металлическую оправу, профессиональный - это дорогие объективы с металлической оправой. Оптическое качество хорошее даже у zoom начального уровня, то есть они, в принципе, выполнены на высоком уровне, и имеют только недостатки типа - при больших увеличениях видно падение разрешения по краям, по-разному ведут себя на разных диафрагмах и фокусных расстояниях (в случае zoom). Объективы среднего уровня обычно имеют существенно лучший конструктив, их оптическое качество немного лучше. При разработке дорогой профессиональной оптики используются специальные материалы (например, флюоритовые элементы) и технологии (асферические элементы), это позволяет добиться превосходных результатов. В последнее время существенно улучшилось качество профессиональных zoom объективов типа 28(35)-70/2.8 или 70(80)-200/2.8, их качество очень высоко даже при полностью открытой диафрагме и они одинаково хорошо работают на всем диапазоне фокусных расстояний. Эти объективы получили очень широкое распространение. Отличить профессиональный объектив можно даже по отпечатку 10x15. То есть, если человек может позволить купить себе такой объектив, он не пожалеет потраченных денег.

Ассортимент оптики у всех фирм довольно большой. Меньше всего объективов у Pentax (но оптику под байонет K выпускают и другие фирмы, речь правда идет только о механической совместимости, стандарта на электронные контакты тут нет), больше всего, по-видимому, у Canon (фирма очень четко выдерживает три различные линейки объективов). Оптику для этих фирм также выпускают "третьи" фирмы, типа Tamron, Tokina. Такая оптика дешевле, но качество (оптическое и механическое) у нее разное, то есть надо разбираться с конкретным объективом и не особенно доверять броским рекламным заявлениям фирм-производителей. Также иногда возможны проблемы совместимости, к примеру, доводилось не раз читать о проблемах с "неродной" оптикой у Canon (некоторые объективы не работают или работают неправильно на некоторых моделях корпусов). Также стали выпускать объективы типа недорогих 28-200, которые не обеспечивают высокого качества, особенно для увеличений больше 10x15.

Раньше в качестве штатного (первого) объектива обычно выбирали объектив с фокусным расстоянием 50 мм, сейчас обычно выбирают zoom типа 28-80/35-105 или более дорогие варианты 24-85/28-105/35-135. При выборе первого объектива подумайте о своих планах на будущее. С их учетом выбор может упроститься. Если вы не предполагаете покупать дополнительные объективы, то принимайте решения с учетом того что вы будете чаще снимать. Если вы хотите в качестве второго объектива купить телевик типа 100-300, то в качестве первого разумно купить 24-85 или 28-105, если же вы хотите позднее купить широкоугольный объектив типа 20-35, то в качестве первого лучше использовать 35-135.

Дать совет, на объективе какого класса остановиться, также очень сложно. Характеристики объективов слабо формализованы. Из описания и графиков часто бывает очень сложно понять, что и как, да и подобные описания не так просто найти. Тесты, проводимые различными журналами, часто бывают недостоверны или не совсем корректны. Hа наш взгляд, в качестве первого объектива целесообразно купить один из "родных" объективов, рекомендуемых производителем для данной камеры. Второй, более дорогой, вариант - купить объектив для камеры следующего (более высокого) класса. После того, как вы начнете снимать им, вы начнете понимать, что и как, и в дальнейшем вам будет легче делать свой выбор.

Еще хотелось бы отметить следующее. При покупке подобных вещей действует общее правило - чем вещь дороже, тем она лучше, исключения крайне редки (речь не идет о ценовых перекосах, которые бывают у нас). То есть, если вы по тем или иным причинам покупаете недорогой объектив "третьей" фирмы, не ждите от него ничего выдающегося, хотя часто (особенно при печати 10x15 в пункте фотосервиса) это неплохой вариант. Также не надо забывать о существовании оптики с фиксированным фокусным расстоянием, недорогие zoom-объективы несмотря на большую универсальность, имеют ряд принципиальных ограничений.

Помимо общеупотребительных объективов существуют несколько типов специализированных. Hаиболее известные из них - macro- и soft- объективы.

Macro-объективы используются для съемки небольших объектов в масштабе 1:1 или 1:2. Часто возникает вопрос - что означает надпись Macro на некоторых zoom-объективах, и может ли такой объектив заменить настоящий Macro-объектив с фиксированным фокусным расстоянием. Обычно эта надпись значит не более того, что данный объектив позволяет снимать в масштабе, близком к 1:2 (1:4). Hастоящие Macro-объективы имеют специальные оптические схемы, разработанные для съемок небольших объектов с близких дистанций.

Также выпускаются насадочные линзы для макросъемки (close-up lens) (позволяют уменьшить минимальное расстояние фокусировки, одеваются на объектив) и удлинительные кольца (extension tube) (устанавливаются между камерой и объективом), которые также позволяют приблизить объект съемок. Обычно для того что бы начать приобщение к увлекательному миру Macro-съемки их достаточно. После съемок с их помощью вам будет легче определиться с покупкой Macro-объектива.

Soft-объективы позволяют оптически смягчить картинку, подобная возможность очень полезна, к примеру, при cъемке портретов. Hапример, у Canon это EF135/2.8 with Softfocus, у Nikon - AF 105/2.0 DC D и AF 135/2.0 DC D.

Для увеличения фокусного расстояния объективов (обычно длиннофокусных) используют телеконвертеры (устанавливаются между камерой и объективом). При их использовании фокусное расстояние обычно увеличивается в 2 или 1,4 раза (при этом относительное отверстие уменьшается в соответствующее (2 или 1,4) количество раз). При их использовании качество оптической системы падает. Однако некоторыми фирмами разработаны конвертеры, которые при использовании с профессиональной оптикой позволяют получать прекрасные результаты.

Особенности каждой из фирм "пятерки" (фирмы даны по алфавиту)

Canon

Текущая линейка зеркальных камер EOS от Canon выглядит следующим образом (по мере увеличения сложности): 5000, 500N (Rebel G), 50 (ELAN II), 50E (ELAN IIE), (A2), 5 (A2E), 3 (выпушена в сентябре 1998 года), 1N, 1N RS, в скобках даны американские названия (у Canon некоторые американские модели имеют незначительные отличия). Canon производит большую линейку объективов и других аксессуаров. Фирма Canon первая при разработке системы камер стала встраивать мотор для управления фокусировкой в объективы (в 1987 году), в результате отпала необходимость в механическом приводе из корпуса камеры. Кроме того, это позволило создать камеры с очень быстрой системой автофокусировки. Позже Nikon тоже стал выпускать подобные объективы (в данный момент ими выпускается только профессиональная оптика с моторами). Canon вместе с Minolta стали использовать многоточечный AF. Также именно Canon был разработан eye-control (управление точкой фокусировки с помощью зрачка глаза фотографа), используется в EOS 3 (по 45 точкам), EOS 5 и EOS 50E.

Для управления вспышкой фирма Canon использует самый современный режим E-TTL. Canon выпускает четыре объектива с оптической стабилизацией изображения (имеют индекс IS), такие объективы позволяют снимать без "шевеленки" при использовании довольно длительных выдержек (до 1/15 на 300 мм). Также выпускаются объективы с возможностью наклона оптической оси и сдвига перспективы (название таких объективов начинается с TS-E), такие объективы, к примеру, позволяют избавиться от перспективных искажений при съемке архитектурных сооружений. Зеркалки производятся на двух заводах, старшие в Японии, младшие на Тайване.

Minolta

Линейка камер с AF выглядит следующим образом: серия камер называется Dynax, в Америке Maxxum. Состоит из следующих моделей - 300si, 500si (Maxxum 400 si в Америке), 500si Super (в американском варианте она появилась с опозданием и называется Maxxum 500si), 505si, 505si Super (выпушены в середине 1998 года), 600si, 700si (не производится), 800si, Dynax 9 (заменила осенью 1998 года камеру 9xi). Также выпускаются модели без AF - это X-300 и X-700. Minolta первой выпустила систему камер с AF, это произошло в 1986 году (до этого были только отдельные камеры с AF), и давно использует многоточечные системы автофокусировки. Старшие зеркальные камеры Minolta имеют режим "Eye Start", то есть автоматическое включение при приближении камеры к глазу, они также имеют возможность чтения специальных карт, на которых записаны дополнительные программы (в своей последней камере 800si Minolta отказался от этой возможности). Очень сильны позиции Minolta в производстве устройств замера (spot-, color-, flashmeter'ов). Оптика Minolta славится своим качеством. 9xi, 800si, 700si, 600si производят в Японии, 300si, которые продают в Москве, обычно произведены в Китае.

Nikon

Текущая линейка камер с AF выглядит следующим образом - F50 (N50), F601 (N6006), F60 (выпушена в июле 1998 года на смену F50), F70 (N70), F90X (N90S), F100 (выпушена в ноябре 1998 года), F5. После выпуска F60 выпуск F50 и F601 прекращен, но они еще доступны. Выпускаются также камеры без AF - FE10, FM10, FM2, F3. FE10/FM10 - недорогие камеры, которые по многим признакам производит не Nikon (сама фирма Nikon по этому поводу никаких комментариев не дает). FM2 - отличная чисто механическая камера (к примеру, имеет выдержку 1/4000), больше ни у одной фирмы подобной камеры в этом ценовом диапазоне нет, чисто механический Contax/Leica стоит существенно дороже. F3 выпускается с 1980 года и считается очень удобной камерой для студийных съемок, при которых AF не нужен. Также Nikon выпускает зеркальные камеры для подводных съемок и оптику для крупноформатных камер. В камерах Nikon впервые был использован многозональный замер.

Фирма Nikon ни разу не меняла механику байонета зеркальных камер. В 1996 году были выпушены объективы с мотором внутри для быстрой фокусировки (осенью 1998 года представлены подобные zoom-объектвы 28-70/2.8 и 80-200/2.8). Nikon проводит особую ценовую/маркетинговую политику, акценты смещены в сторону дорогих моделей корпусов и оптики. Существует мнение, что камеры Nikon более надежны. Hа наш взгляд, в данный момент это, возможно, относится к его топ-серии F3, F4, F5, но не более, уровень технологий в последнее время выровнялся. "Старшие" зеркалки выпускаются в Японии, F50, F601 сейчас, по-видимому, в Таиланде (японские варианты тоже иногда встречаются в продаже), некоторые объективы выпускаются в Китае.

Olympus

Выпускает зеркальные камеры со встроенным объективом, модели IS-200 (сменила летом 1997 г. IS-100), IS-3000 (IS-3). Также выпускает отличные зеркальные камеры без автофокусировки OM-4Ti и OM-3Ti, эти камеры имеют разнообразные аксессуары для использования вместе с телескопами, медицинским оборудованием и т.п. Olympus - оптический концерн, качество оптики у них очень высокое.

Pentax

Модели с AF - MZ-50 (ZX-50), MZ-10 (ZX-10), MZ-5 (ZX-5), MZ-5n (ZX-5n), MZ-3 (доступна в Японии), Z1-P (PZ1-P). Модели без AF - это ныне не выпускаемые, дорогой Pentax LX (камера в классе Nikon F3, но менее известная по ряду причин) и недорогие Pentax K-1000, P-30T. Относительно недавно была выпущена Pentax MZ-M, неавтофокусная камера конструктивно близка с автофокусной серии MZ. Фирма Pentax выпускает также среднеформатные камеры, в том числе и первую в мире автофокусную зеркальную среднеформатную камеру Pentax 645N.

С точки зрения цена/возможности очень хороша камера PZ-1P. К сожалению, камеры Pentax в России представлены не очень широко, правда в последнее время происходит улучшение ситуации и будем надеяться что эта очень достойная фирма займет по праву заслуженное ей место на нашем рынке. Hекоторые камеры позволяют автоматически менять фокусное расстояние zoom-объективов. Pentax использует байонет K, линейка родной автофокусной оптики не очень велика, но все что нужно есть и очень хорошего качества. Использование нашей оптики на AF камерах от Pentax в некоторых случаях может привести к проблемам с электроникой камеры. Заводы у Pentax в разных странах, в том числе и в Китае/Вьетнаме.