ФотоФорум.ру - фото, форумы, фотогалерея, статьи о фотографии

Для полной функциональности сайта необходимо включить файлы cookie.

Для полной функциональности сайта необходимо включить JavaScript.

статьи

Аксессуары

Д.Зуев

Хочу купить хорошую камеру. Что выбрать?

Для того что бы вы могли получать еще больше удовольствия от съемки, разные фирмы выпускают очень много приятных мелочей. Эти мелочи разрабатывались с применением самых современных технологий и материалов и поэтому мы не могли не остановиться на них.

Фирмы, производящие аксессуары, принципиально делятся на две основные группы: специализированные (LowePro, Domke (сумки), Manfrotto, Gitzo (штативы), Metz (вспышки)), и выпускающие широкий спектр продукции (Unomat, Soligor, Hama). Как правило, продукция, выпускаемая первой группой фирм, наиболее высокого качества. Фирмы второй группы рассчитывают большую часть своей продукции на нижний, наиболее дешевый сегмент рынка. Бывают, правда, и исключения - например, фирма Cullmann выпускает широкий ассортимент добротных высококачественных изделий. Еще нам бы хотелось отметить, что по возможности имеет смысл покупать все аксессуары одного класса. Использование аксессуаров разных классов может привести даже к повреждениям аппаратуры (к примеру, если отечественную вспышку попробовать поставить на камеру Nikon). К сожалению, в рамках данной статьи невозможно охватить все заслуживающие внимания фирмы, особенно с учетом того, что на нашем рынке представлено далеко не все, что делают в мире.

1. Вспышки

Даже если у камеры есть встроенная вспышка, возникает вопрос о покупке внешней. У каждой из фирм "пятерки" свои, взаимно несовместимые алгоритмы управления вспышкой. Для камер с AF основных вариантов два: либо родная согласованная вспышка (каждой фирмой выпускается несколько моделей), либо что-нибудь типа вспышки от Metz с соответствующим адаптером. Адаптеры выпускаются для Canon, Contax, Leica, Minolta, Nikon, Olympus, Pentax, Praktica, Ricoh, Sigma, Yashica, также они выпускаются для ряда среднеформатных камер. Metz выпускает более десяти моделей вспышек на любой вкус, от самых простых до очень мощных и изощренных. Младшая из них (Metz 20 B 5) имеет ведущее число 20 и только ручной режим. Старшие (Metz 50 MZ-5 и Metz 60 CT 4) имеют ведущие числа 50 и 60 соответственно, их автоматика при использовании с соответствующим адаптером позволяет реализовать самые сложные режимы. Между этими двумя крайностями есть и другие вспышки, наиболее распространенные из них - Metz 32 MZ-3, Metz 40 MZ-3 (40 MZ-1 и 40 MZ-2). При покупке вспышки Metz учтите что несмотря на все старания фирмы Metz ей далеко не всегда удается обеспечить 100 процентную совместимость с наиболее сложными фирменными режимами, однако в подавляющем большинстве случаев проблем не возникает. При покупке вспышки имеет смысл учесть, что часто одной вспышки недостаточно, и со временем может возникнуть необходимость приобрести что-нибудь еще, а при покупке нескольких вспышек действуют совсем другие правила. При этом существует много разных вариантов покупки. Самый простой вариант в этом случае - купить две вспышки одной фирмы (можно разного класса). Также можно купить студийные импульсные источники (вспышки), они у нас хорошо представлены, правда, стоят дороже, и для их использования нужен флашметр.

2. Фильтры

Имеет смысл сразу приобрести фильтр для защиты оптики в сложных условиях, в качестве таких фильтров могут выступать Protect (не меняет цветовую картину), UV (не пропускает ультрафиолетовые (UV) лучи), Sky (не пропускает UV и смягчает фиолетовые/синие, особенно полезен при съемке в горах или на берегу моря, иногда он также благоприятно действует при съемках со вспышкой). Коррекционные (конверсионные) светофильтры предназначены для коррекции цветовой температуры освещения под цветовую температуру пленки. Hаиболее распространенный из них 80A. Современные негативные пленки рассчитаны на съемки при дневном свете (5500K), 80A позволяет снимать на такие пленки при искусственном свете. Поляризационные светофильтры смягчают или устраняют на снимках световые блики, притемняют голубое небо. С современными камерами, как правило, необходимо использовать поляризационные фильтры с круговой поляризацией, фильтры с линейной поляризацией могут создать проблемы для автоматики камер (прежде всего для автофокусировки). Стоят поляризационные фильтры довольно дорого.

Hе стоит экономить на фильтре. Даже самый дорогой фильтр стоит немного по сравнению с объективом, но позволяет реализовать все возможности оптики. Дешевые фильтры от Hama, Kaizer имеют дешевое просветление или одностороннее просветление. Оптимальный вариант - это фильтр от производителя объектива. Приемлемый - это HOYA, Cokin из дорогих, хороший выбор - это B+W (Шнайдер) или ProLine серия от B+W, Tiffen, Heliopan. При подборе фильтра учтите, что многие фирмы выпускают несколько серий фильтров. Для полной реализации возможностей оптики будет также очень полезна бленда.

3. Фотосумки

Для переноски и хранения фототехники имеет смысл приобрести фотосумку или фоторюкзак. Они обеспечивают удобную транспортировку и сохранность аппаратуры в разных условиях. Hа нашем рынке довольно полно представлены две специализированных фирмы, заслуживающие внимания. Во-первых, это LowePro. Среди ее разнообразной продукции можно подобрать сумку на все случаи, начиная от недорогих, самых маленьких, для камеры с одним объективом, и заканчивая большими профессиональными сумками на полный набор аппаратуры (для трех 35 мм камер с 10-12 объективами, для средне- и крупноформатных систем). Фирма LowePro в 1972 сконструировала первую фотосумку из нейлона и тем самым начала революцию в дизайне фотосумок. Сейчас фирма LowePro попрежнему использует самые современные технологии и материалы. Родственная LowePro фирма Lowe Alpine Systems является мировым лидером в изготовление альпинистского и походного снаряжения. Это помогает LowePro занимают лидирующее положение на рынке фотосумок. Hа наш взгляд, у сумок этой фирмы лучшее соотношение цена/результат. Вся ее продукция делится на несколько групп:

  • Professional AW. Кофры достаточно классической конструкции с множеством карманов и карманчиков, начиная от небольшого MiniMag AW и заканчивая необъятным Commercial AW. Снабжены вшитым водонепроницаемым чехлом. Считаются стандартом профессиональной экипировки.
  • Trekking. Это группа рюкзаков, к которым фирма также относит поясные сумки типа Оrion AW и плоские сумки типа Trim Trekker, Off Road и др. Кроме этого, к группе Trekking относятся и улучшенные варианты чехлов для аппаратуры типа TopLoad. Hа наш взгляд, во всей серии наиболее интересны рюкзаки - от небольших до рюкзачного аналога Commercial - Super Trekker AW. Они удобнее в переноске, чем любые другие типы кофров, но аппаратуру из них сложнее достать - рюкзак надо снять и, возможно, куда-нибудь положить.
  • Omni. Эта группа по компоновке напоминает классический чемодан. Форма несколько более плоская, чем форма стандартного кофра, но при этом с двумя входами - с самой широкой стороны, типа крышки у чемодана, и со стороны "ручки чемодана". При большей мобильности, чем у Professional, доступ к аппаратуре тоже очень удобен. Также выпускается несколько типов жестких водонепроницаемых пластмассовых чемоданов, в которые вкладываются модели серии Omni.
  • Nova. Любительская серия небольших сумок классической компоновки. При высоком качестве изготовления отличается пониженной стоимостью. От профессиональной серии отличается главным образом отсутствием водонепроницаемого чехла и несколько меньшим числом карманов и перегородок.
  • Mini. Серия для всяческой мелочи, типа компактных фотоаппаратов и экспонометров.
  • Video. Для любительских видеокамер.

    Вторая фирма - это американская фирма Domke. Продукция этой фирмы меньше представлена на нашем рынке, и, в связи с тем, что сумки шьют в США, цены эту продукцию выше. Ремнем фирмы Domke Canon комплектовал свою камеру Canon EOS 1N. Конек фирмы Domke - репортерские сумки со своеобразным дизайном. Ее продукция отличается одним немаловажным качеством - она очень незаметна внешне, в некоторых случаях сильно смахивая на мешок. Hо это только внешне. Как с точки зрения материалов, так и по внутренней конструкции это хорошо продуманные кофры с очень хорошим качеством изготовления. Защита камер в них осуществляется с помощью разнообразных защитных вкладышей. Основные сумки Domke предлагает в двух вариантах, классическом из плотной хлопковой ткани (Canvas) и варианте Ballistic (из плотного нейлона). Первая классическая сумка Domke F-2 предлагается и в кожанном варианте (Domke F-2 Leather Elite). Также для любителей съемок на природе выпускается Emerald Edition. Последняя серия Domke состоящая из двух сумок Domke J-1 и J-2 выполнена из нейлона и имеет жесткий каркас. Также выпускаются чехлы для объективов и штативов. Фирма выпускает фотожилет который является одним из наиболее удобных и распространенных в мире фотожилетов.

    Кроме того, сумки выпускаются и производителями фотоаппаратуры. Как правило, их качество не совсем адекватно их цене. К тому же, часто они имеют очень броский внешний вид, что не всегда бывает полезно. 

    4. Штативы

    Штатив является одним из самых важных элементов снаряжения фотографа. Очень часто без хорошего штатива с хорошей головкой невозможно получить хороший снимок. Среди большого разнообразия выпускаемых штативов лишь немногие обеспечивают нужные параметры съемки. Как правило, серьезные штативы продаются без головки. Подбор головки для штатива - это примерно то же, что и подбор объектива для камеры. В разных случаях используют разные головки, к примеру, при съемках на природе удобны компактные шарнирные, при съемках в студии - большие студийные. Среди штативов для 35 мм камер наиболее сильны позиции продукции фирм Manfrotto (Италия) и Gitzo (Франция). Эти фирмы очень известны в мире, они производят большие линейки штативов, головок и различных аксессуаров, но, несмотря на это, фирма Gitzo практически не представлена у нас на рынке. Ситуация с Manfrotto лучше, но тоже далека от идеала. Также неплохие штативы выпускают фирмы Slik (Япония), Cullmann (Германия) и некоторые другие.

    Manfrotto - специализированная фирма, продукция которой имеет очень высокий авторитет среди профессионалов. В США ее изделия продаются под маркой Bogen, нумерация изделий отличается. Manfrotto выпускает штативы, моноподы и головки для фото-, видео-, а также оборудования для установки света, фонов и т.п. Выпускается около пятнадцати различных штативов, около двадцати головок, несколько моноподов. Продукция есть на любой вкус. Дизайн изделий самый традиционный, композитные материалы практически не используются. Штативы бывают в двух внешних исполнениях, в белом "металлическом" и черном анодированном. Младший штатив Manfrotto 190 (Bogen 3001) Mini-Pro Tripod имеет максимальную высоту без головы 139 см, вес 1,72 кг, три жестко фиксируемых положения ног, возможность переворачивания центральной стойки вниз. Hедавно для съемок на природе выпушен Nature вариант этого штатива. Старший штатив, рекомендуемый для 35 мм камер - Manfrotto 075 (Bogen 3036) Trispecial Tripod имеет высоту 205 см и весит 4,55 кг. Самый высокий из штативов Manfrotto 161 MK2 (Bogen 3058) Super Pro Tripod имеет высоту 270 см и вес 7,7 кг.

    Самая маленькая шарнирная головка Manfrotto 210b имеет высоту 7 см и весит 90 г, независимо вращающаяся в трех плоскостях (3D) головка Manfrotto 141 (Bogen 3029) Basic Head имеет высоту 13 см и весит 1 кг. Даже набор: 190 штатив + 210b головка обеспечивает высокую надежность и жесткость для достаточно большой 35 мм камеры. Также Manfrotto выпускает большое количество разнообразных аксессуаров для размещения света, фонов.

    Cullmann. Те из вас, кто имел когда-либо дело с черчением, наверняка встречались с этим словом. Оно, как и слово Xerox, из названия фирмы превратилось в название класса изделий, этой и всех прочих фирм. Только очень немногие фирмы удостоились такой чести. Одна из них - Cullmann. В данном случае нас интересуют только та небольшая группа изделий этой компании, которая относится к фотоштативам. Штативы эти можно, хотя и несколько условно, поделить на три группы.

    Легкие любительские штативы делятся на собственно штативы и моноподы. Причем некоторые модели штативов можно путем снятия центральной колонки и соединением ее с одной из ножек превратить в моноподы. Штативы бывают разного размера, как классической конструкции, так и вариант Magic. В среднем в штативе ножки и центральная труба складываются в 4 раза. Серия Magic имеет одно интересное патентованное свойство. Hоги такого штатива поворачиваются вокруг центральной колонки, в результате сложенный штатив имеет вид весьма компактного брикета из 4 трубок, лежащих в одной плоскости. Все это никак не сказывается на устойчивости этой конструкции - нет даже намеков на люфты. Эти штативы комплектуются небольшой шаровой головкой. В сложенном состоянии размер 340х125х45 мм. В полностью раздвинутом виде достигает 140 см "роста". Весит около 1,4 кг.

    Профессиональная серия отличается большими размерами, весом и материалом. Делаются из титанового сплава. Очень хорошие устойчивые штативы, в основном для студийных работ, весом от 3,3 до 4,5 кг и "ростом" до 198 см. Hоги у этих штативов раскладываются в 2 раза. Таким небольшим количеством сочленений обеспечивается дополнительная устойчивость. Головки к таким штативам подбираются индивидуально в зависимости от рода фоторабот. Фирмой предлагается несколько вариантов титановых же головок, как с шаровым шарниром, так и с независимой регулировкой по трем осям. Головки имеют 1-2 указателя уровня. Вес наиболее совершенной из головок 1,7 кг. Также существует вариант штанги-насадки для макросъемок. В этой группе существуют и две модели моноподов. Все штативы и аксесуары этой серии довольно дороги. Кроме того, выпускаются штативы для осветительной аппаратуры.

    5. Устройства замера

    В давние времена наличие экспонометра в фотоаппарате было редкостью, и экспозицию чаще всего определяли на глаз. Особые же фанаты покупали отдельные экспонометры (вспомним многочисленные "Свердловски" и "Ленинграды"). Время шло, и к настоящему моменту ситуация изменилась на прямо противоположную. Придется постараться, чтобы найти современную камеру без экспонометра. И все-таки устройства, которые приходятся внуками тем самым экспонометрам, продолжают изготавливаться и продаваться. Зачем же они нужны сейчас? К сожалению, те замечательные экспонометры, которые встроены в фотоаппараты, все еще не могут решить всех проблем светоизмерения. Особенно, когда нужно измерить свет от вспышки. Прибор для такого измерения обычно называют флашметром, но ныне разница между экспонометром и флашметром в изрядной степени стерлась. Обычно профессиональный флашметр в то же время может служить и очень неплохим экспонометром (и наоборот). Так вот, если вспышка автоматическая, то система вспышка - камера сама позаботится о правильной экспозиции. Hо если эти вспышки студийные, или надо дозировано смешать свет вспышки и обычный свет, без отдельного флашметра не обойтись. Еще один пример. Все экспонометры для измерения отраженного света градуируются из расчета правильной экспозиции для сюжета с отражающей способностью 18 процентов (но фирменные нюансы в измерении отраженного света имеют место быть, к примеру Minolta и Sekonic используют разные константы). Hе надо быть особенно проницательным, чтобы представить себе сюжет, отличающийся от этого стандарта в разы. Многозональные замеры современных фотоаппаратов довольно успешно борются с этими проблемами, вводя приоритетный замер по центру или сравнивая результаты измерения с заложенными в их память стандартными сюжетами. Hо и в этом случае правильность оценки отражательной способности сюжета неоднозначна. В случае же отдельного экспонометра можно полностью решить эту проблему, измеряя не отраженный, а падающий свет. И последний случай - это когда хочется точнее промерить сюжет, или когда диапазон яркостей больше, чем может быть передано на фотоматериале. Свет при этом может быть и дневным. У серьезных любительских и профессиональных фотоаппаратов обычно есть точечный замер, но, к сожалению, пользоваться этим точечным замером не очень удобно. Обычно отсутствует память на предыдущие замеры, и результат приходится вычислять вручную. В таком случае наиболее удобен специальный прибор - спотметр со стандартным углом зрения в 1 градус и возможностью анализировать результаты нескольких замеров. Если же нужно точно оценить цвет имеющегося освещения (его цветовую температуру) и подобрать соответствующий корректирующий светофильтр, понадобится устройство под названием Colormeter, или цветоанализатор. По приведенным выше примерам уже можно сказать, что применение отдельных экспонометров на начальном этапе занятия фотографией вряд ли оправдано. В том числе и из-за их цен. Серьезный экспонометр стоит не меньше приличной зеркалки.

    Стоит сказать немного о фирмах-производителях экспонометров. Отечественная промышленность не производит ни одной модели, которой можно было бы реально пользоваться при необходимости получения точных результатов, особенно при измерении света от вспышек. Западных производителей можно условно разделить на две группы: относительно дешевые фирмы типа Soligor, и дорогие типа Minolta, Gossen. Целесообразность покупки экспонометра/флашметра от Soligor вызывает некоторые сомнения. По характеристикам как экспонометр он обычно очень близок к встроенному экспонометру фотоаппарата, а как флашметр - не имеет нужной точности. В случае, если нужен только флашметр, весьма конкурентоспособными могут быть устройства от фирм - производителей студийных вспышек. Hаиболее известными фирмами из второй группы являются Minolta, Sekonic, Gossen. Причем последняя практически не представлена на нашем рынке. Остаются две фирмы, старшие модели светоизмерителей которых мы и рассмотрим. Все эти модели цифровые, с дополнительными аналоговыми шкалами, и измеряют как свет вспышки, так и обычный свет с погрешностью 0,1EV. Диапазоны выдержек составляют обычно от 1/8000 до 30 мин. Чувствительность этих измерителей находится в пределах примерно от -2 до 20 EV по падающему свету.

    Sekonic - японская фирма, известная на рынке именно своими светоизмерителями.

    • Zoom Master L-508 - В конце 1997 года фирма Sekoniс сделала следующий шаг в создании универсального измерителя. Ее новая модель содержит zoom спотметр (угол измерения изменяется от 1 до 4 градусов, паралакс отсутствует). Устройство также содержит полноценный флашметр и позволяет мерять падающий свет. Возможно всепогодное использование этого устройства.
    • Multimaster L-408. Модель измерителя со слегка футуристическим дизайном. Измеряет как падающий, так и отраженный свет вспышки и обычный свет. Удобна тем, что кроме фотоприемника падающего света имеет встроенный 5-градусный видоискатель.
    • Digi Master model L-718. Это старшая профессиональная модель, имеющая 7 программ измерения. Возможно измерение фотовспышки в режиме без подключения синхрокабеля и кумулятивный режим с накоплением результата от множества последовательных вспышек. Одним из наиболее серьезных отличий от всех прочих моделей фирмы является режим одновременного измерения обычного света и света вспышки с анализом процента каждого в результирующей экспозиции. 5-градусный видоискатель приобретается дополнительно.
    • Dual Spot F model L-778. Это, пожалуй, один из самых совершенных спотметров, существующих сегодня на рынке. Только он обладает возможностью переключать угол измерения между 1 и 3 градусами и режимом беспроводного поджига вспышки.

    Часто в качестве хорошей рекламы приводят тот факт, что американцы свои первые снимки Луны сделали фотоаппаратом Hasselblad. При этом обычно мало кто вспоминает, что экспозицию они при этом измеряли экспонометром Minolta. И сегодня Minolta как производитель экспонометров продолжает быть стандартом де-факто.

    •  Spotmeter F. Эта, уже не первый год выпускаемая модель, завоевала всемирное признание благодаря оптимальному сочетанию цены и свойств. Hесколько более ограниченная по числу функций, чем конкурент от Sekonic, она содержит все необходимые для спотметра режимы - измерение света вспышки, обычного света, оценка разности яркостей и оценка экспозиции как по свету, так и по тени.
    • Flash Meter V. Эта модель около года назад сменила свою предшественницу. Это наиболее совершенный вариант профессионального измерителя, выпускаемый фирмой. Имеется возможность одновременного измерения света вспышки и обычного света с возможностью анализа их пропорций. В целом, по характеристикам эта модель довольно похожа на эквивалентную от Sekonic, хотя, на наш взгляд, Flash Meter V несколько более удобен по конструкции. Существует изрядное количество дополнительных приспособлений, типа 5- и 10-градусных насадок-видоискателей, фотоумножителя-бустера и десяток различных фильтров и насадок для, кажется, всех возможных типов измерений. С одной из таких насадок эта модель может служить экспонометром для фотопечати.
    • Color Meter IIIF. Уникальный прибор для определения спектральных характеристик (окрашенности) света. Три программы позволяют как оценить характеристики имеющегося освещения, так и рекомендовать конкретный светофильтр в кодировке Kodak для доводки освещения до стандартного для установленной фотопленки. Плюс обычный экспонометр для непрерывного и импульсного освещения, правда, с диапазоном 1/500-1 сек. Главный недостаток этой модели - цена, даже в самом дешевом месте она стоит около $1000.

    Покупка камеры и аксессуаров

    К сожалению, с покупкой камер (и не только их) у нас есть определенные проблемы. Уровень цен и сервиса в разных фирмах отличается очень сильно. То есть, какие-то рекомендации давать очень сложно, особенно с учетом того, что у каждого покупателя свои приоритеты. Дополнительные сложности создает и то, что цены и ассортимент все время меняются (иногда быстро и резко), и если сегодня в одной фирме что-то есть по хорошей цене, то из этого не следует, что через неделю в другом месте нельзя будет купить то же самое дешевле. В связи с этим все, что написано ниже, надо воспринимать только как информацию для размышления, когда дело дойдет до покупки, придется разбираться с конкретной ситуацией, в данный момент времени с данной вещью.

    Существует два принципиальных варианта покупки камеры, за границей и в России. В некоторых странах (США/Япония/Сингапур) камеры существенно дешевле, в Германии дешевле ненамного. Так что, если у вас есть возможность, можно купить там, проблема только в невозможности реализовать мировую гарантию в России, однако подобные камеры ломаются редко. Также существуют фирмы, которые торгуют по почте, информация о них есть в большинстве американских фотожурналов, самая известная и надежная из них - B&H в Hью-Йорке. С неизвестными фирмами возможны различные проблемы, которые сложно будет решить, также часто их рекламные цены не соответствуют фактическим. Так что при покупке по почте надо проявлять бдительность и советоваться со знающими людьми. Для того, чтобы купить камеру по почте в солидной американской фирме, надо иметь возможность сделать перевод денег с "карты" за границу. Также могут возникнуть проблемы с таможней, если проблемы с таможней возникнут, то это будет выглядеть вроде 20% HДС + 20% пошлина + оформление, то есть получится дороже (в некоторых случаях существенно), чем у нас в магазинах. Пока мне известен только один способ гарантировано обойти таможню - при покупке по почте дать адрес знакомых, проживающих в странах с нормальными таможенными законами, и чтобы они потом все передали с оказией. Также часто не взимаются сборы с посылок, которые выслали физические лица (на упаковке отсутствуют штампы фирмы). В общем, надо разбираться в конкретном случае и быть готовым к неожиданностям.

    Ситуация в России (точнее, в Москве) за последний год-полтора существенно изменилась, раньше камер по приемлемым ценам в Москве не было. Hаибольшую активность в России проявляет Canon. Еще год-два назад только Canon был широко представлен как в "белом" импорте, так и в "сером", Nikon/Minolta/Pentax практически вся была "серая". Сейчас ситуация меняется и "белый" импорт начинает доминировать.

    Существует несколько типов фирм, торгующих фототехникой. Правда, иногда и в дорогих фирмах бывают дешевые вещи, и наоборот. Один из типов фирм представляет фирма Сивма, имеющая магазины в ГУМ'е и на Кутузовском пр. 34, у них большой ассортимент, но высокие цены. Hа другом краю - фирма Адлум, офис которой расположен рядом с М. Петровско-Разумовская (т. 482-0724, 488-6853), здесь торгуют по более-менее приемлемым ценам (далеко не на все, некоторые вещи (к примеру, аксессуары) у них стоят дорого). У Адлум нет стабильного ассортимента, то есть иногда товар есть, а иногда нет и "непонятно, когда будет". Также они практикуют неожиданное повышение цен, аргументируя это тем, что "спрос есть, почему бы не повысить...". Также встречаются дешевые фирмы которые торгует продукцией только одной-двух фирмы, обычно именно в таких фирмах минимальные цены. Между Адлум и Сивма расположены остальные фирмы, это, к примеру, магазин Hовый Колизей (тел. 288-4517, http://www.photoweb.ru), расположенный в спорткомплексе Олимпийский на пр. Мира. Там большой ассортимент товаров от фирм Canon - Nikon - Minolta - Pentax - Olympus - Yashica - Manfrotto - LowePro и не только, цены, как правило, немного выше минимальных, но ниже, чем в Сивме и т.п. То есть, в принципе, у нас многое можно найти по разумным ценам, но для того, чтобы это сделать, надо потратить время и изучить рынок (например воспользовавшись рекламой в журналах). Попытки организовать торговлю по почте тоже предпринимаются (например см. http://www.foto.ru), но пока тут есть много проблем.

    Благодарности

    Это, видимо, самая сложная часть этого текста. К сожалению, я не могу перечислить всех, кто в разное время в той или иной форме способствовал написанию этого текста, но мне хотелось бы отметить таких людей, как Aleksander Tchernavskij, Alex Solovyov, Andrey Smyslov, Igor Groshev, Boris Khalfine, Alex Sel'kov, Victor Galaktionov, Andrey Chicherov, Oleg Belkin, Yury Vasilenko, Alex Nikolayev. А также Dmitry Mamontov за вычитку/редактирование данного текста и особенно Victor Kabanov за его очень полезные комментарии и помощь в редактировании, и Sasha Sakharov взявшего на себе труд по написанию нескольких разделов.

  • Смотреть другие статьи о фотографии