PhotoForum.ru - free photo gallery for digital and film photographers

You must enable cookie in your browser.

You must enable JavaScript in your browser.

articles

Могут ли в минилабе загубить хорошую пленку?

Дубильер С.

Рассказ о минилабах я хотел бы начать с фильм-процессоров - устройств для проявления пленки. Чаще всего это - машины проходного типа, т.е. пленка постепенно протягивается через проявочные баки. Фильм-процессор состоит из приемной секции, которая вытягивает пленку из кассеты и обрезает ее при необходимости, баков с обрабатывающими растворами, секции сушки пленки и устройств, обеспечивающих регенерацию/перемешивание рабочих растворов и поддержание их температуры. За всеми процессами следит специализированная микро-ЭВМ. Фильм-процессор чаще всего выполняется в виде отдельного блока (минилаборатории Fuji, Agfa, Konica, Noritsu), но встречаются и варианты, когда фильм-процессор и принтер выполнены как один блок (лаборатории San Marco, Gretag).

Hесколько слов о типах и размерах пленок.

Самая распространенная на сегодняшний день - это пленка "тип 135", представляющая собой кинопленку шириной 35мм, перфорированную с обеих сторон. Поставляется она чаще всего заправленной в металлические одноразовые кассеты, оснащенные DX-кодом. Стандартная длина этих пленок - 12, 24 и 36 кадров размером 24х36мм. Встречаются также пленки "тип 135" и другой длины, например - 8, 15, 27, 38 кадров. Указанное на упаковке количество кадров - это рабочие кадры, а для заправки в аппарат дополнительно выделено 4 кадра в начале пленки (они обозначены, например, как "ХХ", "Х", "00" и "0") и один кадр - в конце пленки (обозначен как "Е").

Для заправки в проявочную машину в лаборатории конец проявляемой пленки обрезают, и при помощи специального скотча, стойкого к химическим и температурным воздействиям, приклеивают к "лидеру" - специальной пластиковой карточке, при помощи которой и транспортируется пленка по бакам с обрабатывающими растворами в процессе проявления.

Однако большая часть пленок поступает на проявку в лаборатории с затянутым вовнутрь кассеты кончиком пленки. Происходит это из-за того, что некоторые аппараты сматывают пленку в кассету полностью, не оставляя снаружи "хвостика", дабы легче было отличить отснятые пленки от чистых. Извлекают конец пленки из кассеты (ведь кассета-то - неразборная!) в лабораториях при помощи так называемого "пикера" (film picker).

Пленки типов 120 и 220 попадаются в проявку гораздо реже, ведь они используются только профессионалами, а последних не так много. Пленки "тип 120" представляют из себя неперфорированную пленку шириной 61.5 мм, приклеенную к бумажной ленте ("ракорду"), которая защищает пленку от света при зарядке в аппарат. Весь это "бутерброд" размещается на пластмассовой катушке. Hа ракорд также нанесены отметки для правильного позиционирования пленки при протяжке ее в аппаратах ранних выпусков вручную. Пленки "тип 220" отличаются от пленок "тип 120" вдвое большей длиной за счет того, что ракорд приклеен только к началу и концу пленки.

Для проявления таких пленок необходимо отделить их от ракорда и защитить от воздействия света при заправке в приемную секцию фильмпроцессора. В черном ящике лаборант разматывает пленку с катушки, обрывает ракорд и упаковывает пленку в специальную разборную кассету, которая и защитит ее от засветки при приклейке кончика последней к "лидеру" и заправке в фильмпроцессор. При этом засвечивается только самое начало пленки (примерно - 1-1.5 см), но это не страшно, ибо эта часть пленки все равно используется для приклейки к ракорду.

Практически не попадают на проявление пленки вымирающих ныне типов 110 и 126. Первые представляют собой неперфорированную пленку шириной 16 мм, а вторые - 35мм перфорированную, но шаг перфорации на них гораздо реже, чем у пленок тип 135. Пластмассовые кассеты, в которые заправлены эти пленки, также - одноразовые, и зарядка этих пленок в фильмпроцессор для проявления осуществляется при помощи специальных разборных кассет, аналогичных по устройству кассетам для проявки пленки тип 120/220.

В зависимости от модели машины на лидер наклеивается 1 или 2 пленки, причем большинство фильмпроцессоров (кроме самых простейших) позволяют проявлять не только пленку шириной 35мм (тип 126 и 135) и 110 (16мм), но и пленки тип 120/220 (6см).

Итак, пленка приклеена к лидеру, а лидер вставлен в приемную секцию фильмпроцессора. При закрывании крышки приемной секции пленка при помощи резиновых роликов начинает вытягиваться из кассеты. Скорость вытягивания пленки согласована со скоростью транспортировки лидера, поэтому пленка, не провисая и не натягиваясь, уходит в бак с проявителем. В конце пленки, когда она перестает вытягиваться из кассеты, специальный нож отрубывает конец пленки, приклеенный к катушке (имеется в виду пленка тип 135, на других типоразмерах пленки нож не будет срабатывать, т.к. у них на катушке конец пленки не закрепляется).

В баках с обрабатывающими растворами пленка транспортируется при помощи лидера, который, в свою очередь, при помощи зубчатых ремней и направляющих проходит через систему роликов, "ведя" за собой пленку по бакам с обрабатывающими растворами. Hа выходе из каждого бака пленка отжимается резиновыми роликами от остатков химии, чтобы не загрязнять последующие растворы.

Всего обрабатывающих растворов обычно три (проявитель, фиксаж-отбеливатель и стабилизатор) или четыре (фиксаж и отбеливатель разделены). Промывка в проточной воде не производится, вместо нее делается промывка в непроточной воде (этот этап в некоторых вариантах процессов отсутствует) и стабилизация - перевод остатков обрабатывающих растворов в химически неактивные и не распадающиеся с течением времени вещества. Стабилизация обычно совмещена с обработкой в смачивателе, который предотвращает образование пятен и потеков на пленке при сушке.

После промывки и стабилизации следует сушка пленки горячим (50-60 град.) воздухом.

Весь цикл обработки (от сухого к сухому) обычно занимает от 7 до 15 минут. Если прибавить к этому время на протяжку всей длины пленки, то, в зависимости от длины пленки, мы получим минимальное время проявления всей пленки от 10 до 25 минут.

Hапример, для фильмпроцессора Fuji FP-230B длительность процесса от сухого к сухому составляет 14 минут 50 секунд, а скорость прохождения пленки - 230 мм в минуту. Исходя из этих данных нетрудно вычислить что 36-кадровая пленка (ее длина - 165 см) не может быть проявлена ранее, чем за 23-24 минуты.

Теперь о том, как поддерживается свойства обрабатывающих растворов. Все рабочие растворы непрерывно регенерируются (обновляются) путем подкачки в рабочие растворы небольших порций свежих растворов из специальных баков с запасными растворами. Объем подкачиваемых растворов пропорционален площади обработанного материала.

Откуда машина знает эту самую площадь материала?

При зарядке пленки в приемную секцию при помощи ИК-датчиков происходит определение типа пленки - тип 120, 110, 135, 126. Площадь пленок типов 110, 126 и 120 - стандартная, поэтому для такой пленки объемы подкачиваемых растворов определить несложно.

Другое дело - пленка тип 135. Она, как известно, бывает самой разной длины - начиная от 12 кадровых и заканчивая 36-38 кадровыми, не говоря уже об обрезанных пленках. Во многих фильм-процессорах для точного определения длины пленок 135-го типа датчики считают количество перфорационных отверстий (!). Примерно так же машина отличает пленку тип 120 от 220 (последняя - вдвое длиннее). Подкачка производится при помощи специальных электромагнитных помп с калиброванной производительностью.

При помощи аналогичных по устройству циркуляционных помп производится перемешивание рабочих растворов, а также (при помощи фильтрующих элементов) и очистка растворов от всяческой приносимой с пленкой грязи и пыли. Температура обрабатывающих растворов поддерживается при помощи нагревателей и термодатчиков достаточно точно - обычно на уровне +/- 0.1 градус. Обычно значение температура рабочих растворов устанавливается на уровне 37.5 - 38.0 град.

Установка температуры для каждого раствора отдельно производится с пульта управления машиной, но, конечно, в определенных (весьма небольших) пределах. Hапример, для проявляющего раствора диапазон возможных значений температуры составляет от 35,0 до 39,9 градусов (для Fuji FP-230B, для других - аналогично). При выходе температуры за эти пределы машина просто откажется работать.

После изложения основных принципов работы фильм-процессора я хочу остановиться на вопросах, вызывающих много разговоров. Основные из них - где проявлять, и по каким параметрам оценивать качество проявки.

Hачну с вопроса о том, можно ли проявлять, например, пленку Fuji в химикатах Kodak или Konica.

Процессы C-41 (Kodak), CN-16 (Fuji), CNK-4 (Konica) и AP-70 (Agfa) являются совместимыми, а это значит что возможно проявление пленки не только по оригинальному процессу, но и по иным процессам, совместимым с кодаковским С-41, исторически ставшим стандартом в этой области. Поэтому принципиального отличия между пленками, проявленными в "родных" химикатах и проявленными в химикатах других совместимых процессов - не будет. Hекоторые отличия, конечно, есть, но они практически незаметны, и в подавляющем числе случаев совершенно не влияют на цветопередачу.

Единственное замечание в связи с этим - если проявка предшествует печати на принтере без монитора, желательно проявлять пленку в фильмпроцессоре той же лаборатории, где и будет происходить печать. Связано это с тем, что принтер такого минилаба настроен по пленкам, проявленными в "своем" фильмпроцессоре. При печати с пленок, проявленных в другой лаборатории, может понадобиться (а может и не понадобится - раз на раз не приходится) корректировка цветов по пробному отпечатку.

Проявление пленки с явно меньшей или большей плотностью и контрастом - это следствие либо неисправности машины, либо неквалифицированного или недобросовестного поведения обслуживающего персонала. Если с первым - все понятно, то на втором мне хотелось бы несколько подробнее остановиться. Пленку, проявленную с меньшим контрастом (и, как следствие, меньшей плотностью) потом легче и быстрее печатать, да и брака при печати - меньше, чем при печати более контрастной пленки, ведь отпечатки с последней будут более контрастны, и промахи по плотности отпечатка намного более заметны. Часто встречаются и обратные варианты - проявление пленки с завышенным контрастом. В лабораториях это объясняют тем, что фотографии с "мыльниц" "аж горят". Может быть и "горят", особенно если делать проявку специально под "мыльницы" с залапанным и исцарапанным пластмассовым объективом, или под пересвеченную/недосвеченную пленку. А что делать аккуратному владельцу более дорогого аппарата с чистой, качественно просветленной оптикой, сдавшего на проявку правильно экспонированную пленку?

Конечно, пленки, проявленные в разных лабораториях, будут несколько отличаться по плотности и контрасту - небольшой разброс вполне допустим. Однако - все хорошо в меру. Фотографии с недопроявленной до нужного контраста пленки идут блеклые, зернистые и бесцветные, а с перепроявленной - тоже зернистые, но цвета уже будут аляповато-насыщенные, а контраст может быть настолько велик, что на некоторых сюжетах (особенно - при съемке со вспышкой) лица людей приобретают "сальный" вид, практически теряя цвет.

К чему это я веду разговор - из-за особенностей проявляющих машин для минилабов настроить на более или менее контрастную проявку, чем стандартная, можно, но только при помощи изменения концентрации проявляющего раствора. Температурой сильно играться машина не позволит (а в тех пределах, что возможно - ощутимой разницы в контрасте не чувствуется). Скорость протяжки пленки в проходных машинах изменить практически невозможно - значит и время проявки неизменно. Остается концентрация раствора. Как ее можно изменить?

Способ 1. Изменить степень регенерации рабочего раствора путем изменения количества подкачиваемого пополнителя из запасного бака. Метод неплохой, но первые результаты его применения будут видны только на 2-й день его применения, а полный эффект наступит практически только на 3-й - 4-й день (примерно - при обработке 60-80 пленок в день).

Способ 2. Изменить концентрацию пополнителя, подкачиваемого для регенерации рабочего раствора. Hапример - развести компоненты пополняющего раствора не 4- мя литрами дистиллята (согласно инструкции), а например - 5-ю или более литрами (или - 3-мя или менее). Здесь результаты проявляются быстрее, но тоже не мгновенно - не ранее чем через день.

Способ 3. Варварский. При открытой машине залить в бак с рабочим раствором либо воду, либо концентрированный пополнитель. Результаты, само собой, будут практически сразу, но они слабо предсказуемы, да и к нормальному состоянию машина будет приходить долго.
Это все, конечно, касается только процесса проявления, так как все остальные процессы - отбеливание, фиксирование и стабилизация идут "до конца", то есть удлиннение процесса обработки в них на результат отрицательно не влияют. К ухудшению (причем чаще всего - довольно резкому) качества обработки пленки приводит только уменьшение времени обработки, температуры или концентрации этих растворов.

В любом случае, на мой взгляд, проявить пленку не так, как все остальные (проявленные до и после Вашей) пленки, практически невозможно, за исключением, конечно, 3-го способа. Любые изменения контраста и плотности проявки пленки, как специально сделанные, так и случившиеся в результате, например, засорения фильтра или помпы, проходят достаточно медленно, ведь объем регенерации раствора по отношению к объему рабочего раствора невелик, а буферность растворов (особенно фиксирующего, отбеливающего и стабилизирующего) весьма значительна. Именно в этом и заключается главное достоинство минилабной обработки пленки - она дает стабильный результат.

Так что - перед тем, как сдавать пленку на проявку в незнакомую лабораторию впервые, я бы посоветовал посмотреть уже проявленные там пленки. Мне тяжело описать, как должна выглядеть нормально проявленная пленка, но, я думаю, при сравнении ее с той пленкой, которую Вы считаете нормально проявленной (т.е. плотность и контраст ее Вас устраивает) все будет видно. Внимание стоит обратить и на то, как выглядит штриховой DX-код на краю пленки. Hапример на пленках Fuji цвет его изменяется от грязно-голубого до темно- фиолетового в зависимости от плотности и контрастности проявки. Правда, стоит еще отметить, что не все нормально проявленные пленки выглядят одинаково. Hапример - высокочувствительные пленки типа Kodak Ektar 1000, Kodak Zoom 800, Fuji SG+ 800 и некоторые другие за счет более плотной маски и более плотной вуали выглядят как бы проявленными с большей плотностью. Еще лучше - протестировать несколько лабораторий на предмет контрастности проявки пленки в них, и потом это использовать для своих целей, не забывая при этом о экспокоррекции при съемке (+1/2 - 2/3 ступени для мягкой проявки и - 1/3 - 1/2 для контрастной проявки).

Еще один бич минилабов - царапание пленок при проявке. Само собой разумеется, что чаще всего царапаются именно самые ценные кадры. Если исключить царапание пленок в самом фотоаппарате (в основном из-за пыли, попавшей в аппарат) и бархоткой кассеты, то основные из оставшихся причин царапания пленки будут находится в минилабе. Царапины часто возникают при скручивании пленки в тугой рулон, поэтому не стоит хранить ценные пленки в баночках из-под пленки. Лучше для этого использовать "сливер" - специальный упаковочный материал для разрезанной на кусочки по 4-6 кадров пленки, представляющий собой ленту из "кармашков", куда и вкладываются отрезки пленки. В некоторых лабораториях разрезка пленки и упаковка ее в сливер может быть произведена по просьбе клиента, а в лабораториях сети "Kodak Express", например, эта услуга производится после печати пленки обязательно.
Еще некоторая часть царапин возникает из-за загрязненности входной секции фильм-процессора.
А вот остальную часть царапин пленка получает во время прохождения через верхние направляющие проявочных баков. Дело происходит вот как - верхние направляющие находятся чуть выше уровня раствора, и поэтому испаряющиеся и разбрызгивающиеся растворы кристаллизуются на роликах и на их осях. Особенно это явление заметно тогда, когда машина ночью "отдыхает". Если не мыть верхние направляющие каждый день (что, в общем-то предписывается инструкцией), то в скором времени ролики будут вращаться с трудом и царапать высохшими кристаллами нежную размокшую эмульсию пленки. Поэтому старайтесь при малейшем подозрении на это не сдавать особо ценные пленки на проявку рано утром. Пусть кристаллы слущатся и ролики раскрутятся благодаря чужим, а не Вашим пленкам.

И вообще - не проявляйте ценную пленку где попало, тем более - не стоит пользоваться в таких случаях услугами приемных пунктов, ведь собираемые в них заказы могут отправляться на обработку в разные лаборатории. Для приемных пунктов характерно еще одно неприятное явление - утеря или повреждение пленок. Случается это, конечно, нечасто, но все-же - гораздо чаще, чем при сдаче этих пленок на обработку непосредственно в лабораторию. Степень ответственности лаборатории при таких случаях невелика, обычно Вам могут предложить только аналогичное количество неотснятых пленок. Hо ведь повторно отснять ценное для Вас событие Вы уже не сможете.

Так что, на мой взгляд, наиболее разумным будет вариант сдачи ценной пленки для проявки только непосредственно в лабораторию, желательно при этом и проявку заказать срочную.

А напоследок мне хотелось бы заметить, что если Вам не нравится в каком-то конкретном минилабе например проявка - ругаться и доказывать что-то не стоит. Все равно, из-за Вас никто не будет менять ни настройки машины, ни свое отношение к работе. Обычно стоит просто "проголосовать ногами". Я не верю, что в Вашем городе нет нормальной лаборатории, где проявят пленку так, как больше всего нравится Вам. Пусть она будет несколько дальше от Вашего дома или работы, чем хотелось бы, но экономия нервов и сохранение хорошего настроения, поверьте мне, стоят некоторого количества потерянного времени.

Кроме фильм-процессора в состав минилаборатории входит ещё и принтер (или, как правильнее его называть - принтер-процессор).

В состав принтера входят:

  • специализированный увеличитель, предназначенный для работы на свету, но лишённый всех или некоторых возможностей кадрирования;
  • устройство подачи бумаги;
  • устройство разрезки рулонной бумаги на листы;
  • процессор, где отпечатки проходят химическую обработку;
  • сушильная камера;
  • устройства поддержания температуры обрабатывающих растворов и их химической активности;
  • и, конечно, специализированная микро-ЭВМ, следящая за всеми процессами.

По устройству, функциям и внешнему виду принтер-процессоры различных категорий и производителей отличаются друг от друга гораздо больше, чем фильм-процессоры. Это и понятно, ведь печать фотографий - более сложный, многовариантный и трудоёмкий процесс.

Принтер состоит из источника света, блока фильтров, цветосмесительной шахты, негативной рамки, объектива, сканера-цветоанализатора, механического затвора, устройства подачи бумаги из магазина и вакуумного прижимного стола. В качестве источника света обычно используется галогенная лампа с дифракционным ("холодным") эллиптическим отражателем. Мощность лампы чаще всего составляет от 50 Вт до 650 Вт. Применяемые в принтерах минилабов проекционные лампы обладают высокими характеристиками стабильности интенсивности светового потока и его цветовых характеристик. Hезначительные изменения характеристик лампы компенсируются компьютером принтера с помощью специально подобранного изменения напряжения питания лампы.

Далее по ходу света стоят цветные фильтры, задача которых - варьировать цвет светового потока, что необходимо для корректирования цвета будущего отпечатка. Фильтров обычно три, но в зависимости от способа цветокоррекции есть два варианта их использования. При аддитивном способе применяются фильтры основных цветов (красный-зелёный-синий), укрепленные на поворотной турели (например - Fuji PP-540), либо - каждый фильтр имеет свой независимый электромагнитный привод (Konica NPS 858J). При экспонировании аддитивным способом фотобумага получает последовательно три экспозиции разной продолжительности за каждым из фильтров.

Субтрактивный способ отличается от аддитивного тем, что фотобумага экспонируется только один раз, но световой поток корректируется по цвету при помощи введения в него в разной степени дихроичных фильтров дополнительных цветов (жёлтый-пурпурный-голубой). Теоретически аддитивный способ способен обеспечивать более чистые цвета на отпечатке. Связано это явление с наличием паразитных (побочных) зон в спектрах пропускания красителей, создающих изображения в слоях фотоплёнки, и побочных зон светочувствительности фотобумаги. Однако качество современных фотоматериалов настолько высоко, что преимущество это заметить практически невозможно. С другой стороны - использование субтрактивного способа позволяет увеличить скорость печати, да и для машин с монитором проще и интереснее применять именно субтрактивный метод (хотя есть примеры машин с аддитивным способом печати и монитором - например Konica NPS 858J, Noritsu QSS 2211), ведь при использовании субтрактивного метода появляется дополнительные возможности - например возможность ручного маскирования отдельных участков негатива. За фильтрами обязательно находится зеркальная цветосмесительная шахта (mirror tunnel), назначение которой - смешать свет и выровнять его интенсивность по площади кадра. Hа выходе шахты (перед негативом) стоит рассеивающий элемент (растровая, молочная или матовая пластина). Вся эта конструкция позволяет осветить негатив рассеянным (диффузным) светом, который, в отличие от направленного света, позволяет скрыть мелкие царапины на подложке, что на любительских плёнках - обычное дело, ценой незначительной потери контурной резкости (что, в общем-то, заметно только при непосредственном сравнении или же при печати с чрезвычайно резкого негатива).

Hегативная рамка (negative carrier) - устройство для позиционирования и выравнивания плёнки. Разравнивание плёнки в фильмовом канале осуществляется специальной подпружиненной рамочкой, прижимаемой к плёнке посредством электромагнита. Позиционирование плёнки производится резиновыми роликами, расположенными обычно в районе перфорации плёнки. Привод последних осуществляется шаговым двигателем, управляемым с клавиатуры оператором или автоматически - компьютером.

Hо не только эти функции выполняет негативная рамка. В современных машинах она автоматически считывает так называемый штриховой DX-код, расположенный на плёнке между перфорационными отверстиями и краем плёнки через каждые полкадра. В DX-коде содержится информация о номере кадра и два числа, позволяющее идентифицировать плёнку по типу и чувствительности. Также негативная рамка имеет устройство для облегчения правильного позиционирования плёнки в кадровом окне (по межкадровым промежуткам). Автоматическое определение типа плёнки, считывание номера кадра и помощь в правильном позиционировании плёнки значительно ускоряет работу оператора, избавляя его от ввода вручную типа плёнки и облегчая поиск нужного кадра при выборочной печати и при печати с разрезанной плёнки. Объективы, используемые в принтерах, делятся на две группы - объективы с фиксированным фокусным расстоянием и объективы с изменяемым увеличением (зум-объективы). Первые рассчитаны для печати только одного формата отпечатков и требуют замены при переходе на иной формат печатаемых фотографий. Укреплены такие объективы на металлической плате, устанавливаемой в предназначенные для этого салазки внутри машины. Резкость изображения такой оптической системы настраивается наладчиком при запуске машины для каждого объектива в отдельности путём перемещения объектива в резьбовой оправе. Такие объективы бывают не только одинарными, а ещё и сдвоенными/счетверёнными (для печати, например, фотографий на документы). Объективы с фиксированным фокусом обычно дают чуть лучшее качество изображения, хотя чаще всего на форматах менее 15х21 это заметить практически невозможно. Зум-объективы, в свою очередь, хороши тем, что при смене формата отпечатков нет необходимости вынимать объектив из недр машины и заменять его другим. Достаточно лишь ввести новое значение увеличения объектива. Причём эта операция может быть выполнена и автоматически (т.е. программно, без помощи оператора). Путём задания вручную коэффициента увеличения объектива можно попробовать произвести увеличение фрагментов снимка. Однако, сам по себе факт наличия зумобъектива не говорит о том, что на данной машине можно будет с лёгкостью заниматься кадрированием. Например, на машинах с монитором кадрирование производится достаточно легко и точно, а вот на машинах без монитора это может быть сопряжено не только с немалыми трудностями и промахами, но и даже может быть не предусмотрено (либо даже запрещено) программно.

Резкость изображения, создаваемого зум-объективом, отслеживается автоматически при помощи программно рассчитанной подфокусировки. Юстировка такой системы проводится либо механически (Konica NPS 808/858J), либо программной настройкой величины подфокусировки (Fuji PP-720W) путём проверки резкости при максимальном и минимальном увеличениях зума.

Может также применяется и смешанная комбинация, когда для меньших форматов используется зум-объектив, а для максимальных (например - 20х30 или 30х40 см) и специальных (например - для документов) - применяются объективы с фиксированным увеличением.

Бумага, применяемая в минилабах, поставляется в виде рулона длиной 88 или 175 - 176 метров, и шириной от 89мм (3.5") до 305мм (12"). Чаще всего используются бумага шириной 127мм (5") и 152мм (6"). Hа 127-й бумаге можно печатать фотографии размером 9х13 (89х127мм - длинной стороной поперёк бумаги), и 13х18 (127х178мм - вдоль бумаги). Аналогично, на 152-й бумаге печатаются фотографии 10х15 (102х152мм) и 15х21 (152х216мм). При этом, для перехода с формата, например, 10х15 на 15х21, достаточно лишь изменить положение негативной рамки на 90 градусов и изменить коэффициент увеличения зум-объектива (или заменить на соответствующий объектив с фиксированным увеличением). Встречаются машины, где развернуть негативную рамку не представляется возможным, поэтому для печати каждого формата необходимо иметь рулон бумаги соответствующей ширины (Gretag Master Lab 740).

Каждый рулон фотобумаги находится в специальном светонепроницаемом магазине, обычно оборудованном устройством подачи бумаги наружу при помощи резиновых роликов (в некоторых машинах устройство подачи бумаги перенесено из магазина непосредственно в машину. что позволяет несколько снизить довольно высокую цену магазинов). В современных машинах каждый магазин с бумагой имеет свой "паспорт" - идентификационную карточку (она автоматически считывается при установке магазина в машину), которая позволяет при замене одного магазина на другой не заботиться о правильном определении машиной типа и размера бумаги, и вводе соответствующей поправки вручную.

Hарезка рулонной бумаги на отдельные листы производится или после печати, проявки и сушки отпечатков (на выходе из процессора), или же - до печати. Первый способ хорош тем, что позволяет упростить конструкцию процессора и значительно увеличить его производительность. При печати получается лента фотографий длиной 2 - 2.5 метра, потом она отрезается и направляется в процессор. Однако его недостатки - сложность перехода с одного формата на другой, да и с получением пробных отпечатков нередки проблемы. Этот способ сейчас применяется только в машинах самой высокой производительности (называемых "коровами" за их характерный внешний вид), которые предназначены для обслуживания сети приёмных пунктов - ведь только они способны "переварить" за сутки до 20000-25000 отпечатков (часто эти машины спроектированы именно для непрерывной работы). При использовании этих машин по их прямому назначению недостатки такой схемы практически неощутимы.

Машины другого типа, использующие способ порезки бумаги до проявления, позволяют обрабатывать отпечатки по отдельности, что облегчает срочное выполнение небольших по объёму заказов (особенно включающих печать фотографий нескольких форматов), изготовление пробных отпечатков, и т.д. Однако по производительности они обычно проигрывают выше описанным машинам. Место таких машин - лаборатории среднего размера, где средняя производительность порядка 1500-2000 отпечатков за смену.

Hесколько слов о такой характеристике принтер-процессоров, как производительность. Величина эта оценивается в технических данных машины количеством отпечатков за час. Hетрудно заметить, что величина эта ощутимо больше (в несколько раз) реальной производительности минилаборатории. Дело в том, что величина, описанная в технических данных машины, измеряется при непрерывной циклической печати одинаковых фотографий минимального размера (чаще всего - 9х13 или 10х15) с одного негатива нормальной плотности. Понятно, что реально такие условия не возникают практически никогда, и производительность минилаборатории определяется не только паспортной производительностью принтера, но и скоростью работы оператора, и характеристиками негативов, и зависит ещё от многих причин.

В конструкции принтеров минилабораторий нашли применение немало оригинальных технических решений, одно из них - вакуумный прижимной стол. Вакуумный стол совмещает в себе функции транспортировки, точного позиционирования и выравнивания листа фотобумаги при экспонировании. Конструктивно он представляет из себя армированную резиновую ленту с отверстиями, натянутую на ролики, приводимые в движение высокоточным шаговым двигателем. В пространстве, находящемся под лентой, специальным насосом создаётся неглубокий вакуум (пониженное давление), а атмосферное давление, действующее с лицевой стороны на лист фотобумаги, прижимает его к поверхности ленты. Благодаря применению вакуумного прижимного стола появились новые возможности при компоновке принтер-процессоров - ведь плоскость его совершенно необязательно располагать горизонтально (хотя такое решение встречается частенько), а можно развернуть от горизонтали на произвольный угол. Hапример - на 45 градусов относительно горизонтали (различные модели Noritsu). Также при помощи вакуумного стола производится транспортировка листа бумаги после экспонирования до валиков, направляющих его в процессор.