PhotoForum.ru - free photo gallery for digital and film photographers

You must enable cookie in your browser.

You must enable JavaScript in your browser.

articles

Беленький А.И., Фотография. Школа мастерства (отрывок из книги)

Новые книги издательства Питер по цифровой фотографии (2006 г.)

Беленький А.И., Фотография. Школа мастерства.Фотография. Школа мастерства. Полноцветное издание
Автор: Беленький А.И.
Издательский дом "Питер", 2006
[заказать]

Глава 13. Театральная съемка

Разрешение

Говоря о театральной съемке, я имею в виду фотографирование любых представлений: театральных и цирковых, балета, музыкальных концертов, а также выступлений уличных артистов. Давайте рассмотрим все сложности, которые могут встретиться фотографу, если он собрался запечатлеть любимых артистов на память или задумал сделать отличные высокохудожественные фотографии и на этом хорошо заработать.

Готовясь фотографировать в театре или на представлении, вы должны предусмотреть следующее. Во-первых, допуск к фотосъемке. Каждое театральное произведение — это творческая работа режиссера, актеров, художников и еще многих других людей. Поэтому любая постановка: театральная, цирковая, варьете, — защищена авторским правом, и если вы во время действия вынимаете фотоаппарат и пытаетесь делать снимки, не спрашивая на это разрешение, будьте готовы, что вам в любой момент могут запретить фотографировать. Это в лучшем случае, а в худшем — выведут из зала и формально будут абсолютно правы. Запреты на фотосъемку представлений действуют, как правило, в академических театрах, ночных клубах и на концертах музыкальных звезд. В ночных клубах и кабаре посетителей иногда предупреждают, что нельзя фотографировать представления, а чтобы не возникало соблазна, просят оставить (или отнимают) камеру в гардеробе или камере хранения до самого конца действия. В отелях или на курортах фотосъемка запрещена не всегда и не везде, например можно снимать шоу для туристов, которые ставят группы анимации, там вам и слова никто не скажет, то же самое относится и к специальным этнографическим костюмированным представлениям.


В театре и в клубе подход к фотосъемке разный, но всюду важен ключевой момент, "информационный пик", максимум энергии и эмоций.

Получать разрешение на фотосъемку нужно всегда заранее, до начала самого действия, но если вы получили отказ, а жизнь без фото любимой звезды вам кажется постылой, то можно тайком и незаметно, прикинувшись простаками, сделать несколько фото, не мозоля глаза окружающим, однако в этом случае надо предусмотреть пути отхода.

Поведение

Разрешение на фотосъемку, пожалуй, ключевой момент, и если фотограф получил официальное добро, то можно считать, что половина дела сделана. Второй важный аспект театральной съемки — поведение фотографа. Не надо забывать, что кроме вас, изо всех сил пытающегося сделать творческую и высокохудожественную фотографию, на представлении присутствуют и простые обыватели, которые — да простит их создатель — пришли сюда послушать, посмотреть или, я бы даже сказал, поглазеть. Не надо их осуждать за это, фотограф должен быть снисходительным. Постарайтесь не мешать окружающим и найдите удобное место для съемки, и вовсе не обязательно, чтобы это место было ближе к сцене, где вы загородите своими широкими плечами обзор остальным пятидесяти рядам. Будьте вежливы и разговаривайте тихо даже с хамоватыми старушками — администраторшами зала.

Во время съемки поп-звезд и рок-концертов, даже получив разрешение, не расслабляйтесь, а действуйте нагло и решительно. Иногда устроители разрешают снимать лишь первые три песни концерта, поэтому приготовьтесь и не упускайте момент. После вы еще послушаете своих кумиров, но за эти десять-пятнадцать минут постарайтесь выжать из фотосъемки максимум. Как и на спортивных состязаниях, во время рок-концерта порой интереснее снимать заведенную музыкой публику.Снимая рейв-пати, дискотеки или большие танцевальные вечеринки, также не мешайте окружающим получать удовольствие и будьте по возможности менее заметны.

Оборудование

Как правило, классические театральные представления, такие как опера, балет и драматические спектакли, проходят при неярком или вовсе сумеречном освещении. В этом случае основным помощником фотографа для съемки в театре является штатив. Ни в коем случае не пользуйтесь блицами в зрительном зале, потому что яркими вспышками вы разрушите эффектный театральный свет, который предусмотрели постановщики, и который наиболее органичен для представления. Кроме того, вспышка мешает зрителям смотреть спектакль, а актерам — находиться в образе. Из всего вышеизложенного делаем вывод, что, снимая в театре, вы должны иметь высокочувствительную пленку или цифровую камеру, где можно выставить высокие значения чувствительности. Для театральной съемки наиболее подходящими считаются значения ISO 400 или 800, а иногда даже больше. Как ни странно, но расположение у самой сцены неудобно для фотографа, высокая сцена или акустические колонки могут перекрывать ноги танцоров или певцов. Лучшее место — в середине партера и по центру зала, то есть в проходе. Значит, и самый удобный объектив — это светосильный телевик-зум 80–200 мм.

Все театральные фотографы носят с собой миниатюрные фонарики — чтобы в темноте можно было проверить, какие значения они ставят на камере. Некоторые фотографы имеют специальные шумопоглощающие боксы для съемок музыкальных представлений: опер и балетов. Представляете, тихая-тихая нежная музыка, балерина в белой пачке принимает выразительную позу, и вдруг в безмолвии зала: клац! клац! клац! Это фотограф нажимает на кнопочку своей камеры и делает высокохудожественные снимки. Не удивляйтесь, если из-за такой съемки вас попросят удалиться, не дожидаясь окончания спектакля, и не оправдывайтесь, что вы не виноваты и камера так снимает. Купите или самостоятельно сшейте мягкий звукопоглощающий чехол, и можете снимать, даже если в нотах у музыкантов написано pianissimo.

Свет и экспозиция

В театре всегда сложный свет, иногда кажется, что он чересчур яркий, но глаз, привыкший к темноте, часто ошибается, поэтому воспользуйтесь камерой с точечным замером. Театральная съемка — это классический случай применения замера экспозиции по точке. Очень сложно правильно оценить интенсивность театрального света, если по краям сцены темно, в центре световые пятна, а сверху еще и бьет пушка с контровым светом. Пусть вокруг актеров темнота и мрак, но сами они или их лица, как правило, освещены ярко, и если просто определять экспозицию по всему полю или по центру кадра, то ошибки неизбежны, и на снимке будут хорошо видны лишь декорации, а лица актеров превратятся в белые пятна. Чтобы такого не случилось, сделайте замеры точкой по ярким лицам и снимайте эту мизансцену в ручном режиме. Как только свет изменился, фотографу приходится делать замеры вновь, и так на протяжении всего представления. Если вы снимаете балет, то к сложному свету еще прибавляются быстрые движения и прыжки, то есть ситуация как при спортивной съемке, где нужны короткие выдержки. Фотографы, снимающие балет, обычно ловят мгновения, когда танцоры застыли в одной из выразительных поз, и снимают именно в эти короткие моменты, в других случаях возможна съемка с проводкой или с «художественной» смазкой. В любом случае не всегда именно действия актеров определяют, удался снимок или нет, решающим для хорошего кадра может оказаться именно театральный свет.


Театральный свет сам по себе создает пространство, и разрушать его вспышкой бессмысленно и глупо

Дискотеки

На дискотеках или клубных танцплощадках можно пользоваться вспышкой, и поэтому возможности фотографа сразу расширяются. Попробуйте поставить настройки вспышки на режим rear или slow, в этом случае вспышка включается по задней шторке и можно снимать на длинных выдержках. Как правило, в клубах красивая цветная подсветка и темный фон, поэтому поставьте на вспышке коррекцию в минус, но вот насколько, –0,5, –1 или –2, придется решать на месте.

Преимущества цифровой камеры для подобных съемок очевидны, вы всегда сможете посмотреть и скорректировать экспозицию. Не вздумайте корректировать кривые и уровни по картинке на дисплее!

Однажды, делая обзор ночных клубов города, я неделю провел, перемещаясь из клуба в клуб. Где-то можно было снимать все, кроме персонала, в других клубах запретов не было, а кое-где вообще нельзя было даже вынимать камеру. Но поскольку у нас было разрешение на съемки, мы снимали не торопясь, чтобы те, кто попадал в кадр, могли по своему желанию или остаться в кадре, или выйти из него. Почти всюду и везде можно снимать друг друга мыльницами, и только к профессиональной аппаратуре люди относятся с подозрением.

Снимая, в театре или в клубе, постарайтесь не мешать людям смотреть спектакль или веселиться. Следите за развитием сюжета в видоискатель, на танцполе расслабьтесь и улыбайтесь, ведь вы наверняка умеете не только снимать, но и сами хорошо проводить время и получать массу положительных эмоций, а в непринужденной обстановке и снимки получатся хорошими.

[заказать эту книгу]