Для полной функциональности сайта необходимо включить JavaScript.
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи, необходимо выполнить вход.
В 70-е годы я увлекся театральной съемкой. Мои друзья заканчивали Щепкинское театральное училище, и съемки их дипломных спектаклей заразили меня желанием снимать прямо в зале. Но одно дело, когда ты свой и тебе с твоим фотоаппаратом предлагают самое удобное место, а если ты – обычный зритель, то, как я очень скоро понял, уйдешь несолоно хлебавши. Да что там, вообще тогда в театрах снимать было запрещено (впрочем, сейчас этот запрет еще строже).
А я хотел к тому же снимать в Большом! В те годы просто попасть туда на спектакль была проблема из проблем. В кассах билетов не существовало – вернее, они появлялись в определенный день и их мгновенно раскупали театральные «жучки» – перекупщики. С рук – бери сколько угодно, но это уж явно не по студенческому карману. Студенты выходили из положения так: собирались большими группами, дежурили ночь, чтобы оказаться в момент открытия кассы в заветной близости к окошечку или хотя бы в обозримом пространстве сразу после перекупщиков. И иногда везло! Так я однажды впервые попал в Большой театр, решив – ну, теперь поснимаю… Увы и ах! Уже на входе меня с моим фотоснайпером (Зенит ЕС+Таир-3) заприметили билетерши и заставили сдать фотоаппарат в гардероб.
Все решилось иначе. Те, кто учился в МАИ в те годы, возможно, помнят чудаковатую студентку из общежития 6-го факультета. По странной прихоти она прямо в общежитии… открыла театральную кассу. Это произошло вскоре после моей неудачи. Что это было, откуда и как она доставала билеты, – не знаю до сих пор. Но у нее можно было купить билеты практически на любой московский спектакль в любой театр! Правда, с нагрузкой – билетом на какую-нибудь ерунду.
Я пришел к ней со своими щепкинскими фотографиями – и правильно сделал. Совершенно помешанная на театре вообще и на балете в частности, эта девушка взглянула на меня с уважением – лучшей визитной карточки театрала ей не надо было. Разговорились, я пожаловался, что хочу поснимать в Большом, но никак… И вдруг она отвечает, что, мол, попробует что-нибудь для меня сделать, а для начала узнает, как обойти это препятствие. И слово сдерживает. Через неделю сообщает: есть вариант.
В то время иногда в Большом театре целые спектакли отдавались на откуп иностранным гостям Москвы. Спектакли были закрытыми. Но часть невыкупленных билетов все же оставалась и шла в театральную кассу. Такой она бралась достать. Главное же было в том, что для иностранцев запрета на съемку не существовало!
Барышня из любви к театру подошла к делу профессионально: мы даже обговорили удобное для съемки место – чтоб и обзорно, и внимания особого не привлекать.
И она принесла мне драгоценный билет. На балет. Кстати, за смешную цену (даже тогда) в полтора рубля…
Мое место было на балконе первого яруса прямо у сцены. Я ужасно нервничал – обжегшись на молоке, дуешь на воду, так что я постарался пройти понезаметней, чтобы уж никто из билетерш фотоаппарата не заметил. Я пронес его в сумке в разобранном виде!!!
Но как только спектакль начался, иностранцы без стеснения повытаскивали свои фотоаппараты и стали снимать, да не просто, а со вспышками… Теперь уже мне показалось такое варварством – как можно так вести себя в театре! Зато я осмелел и достал свою аппаратуру. Свинтил скоренько и стал работать. Это мой первый снимок в Большом театре – чудесная Екатерина Максимова. К своему стыду, я не помню (так волновался!), как назывался спектакль. Но он был великолепен, и самой великолепной была Она – воплощение женственности и нежности. Такого снимка Екатерины Максимовой я больше не встречал.
Нечего и говорить, что я подарил это фото продавщице билетов. И остался на все годы учебы в ее глазах самым заядлым театралом в МАИ.
А теперь немного о самом снимке.
Екатерина Максимова была звездой нашего балета.
Великой балериной называет Максимову балетмейстер Пьер Лакотт, чудом природы – балетмейстер Наталья Касаткина, дирижер Евгений Колобов – олицетворением Музыки, актер Игорь Ильинский – своей радостью в искусстве, критик Вадим Гаевский – самой интеллигентной и самой деликатной балериной наших дней, режиссер Александр Белинский – великой балериной и лучезарным дарованием.
Мне повезло, в те годы я посмотрел много спектаклей с ее участием, и снимок, снятый на спектакле, в котором я впервые ее увидел, я храню до сих пор.
кумир моей юности!
Потрясающая Китри, Анюта, Жизель...
воплощение игривой грации...
Солнечный луч на сцене русского балета....
Как жаль...
Очень жаль...
ВЕЛИКАЯ ЕКАТЕРИНА...
великая актриса...
Мне посчастливилось снять е с супругом и ныне покойным великим русским писателем Виктором Астафьевым...
Виктор Петрович родился 1-мая....
потеря всегда внезапна ..
очень трогательное фото и рассказ .
Уходят лучшие.... Упокой Господи ее душу....Соболезнование родным и близким; всем поклонникам ее Таланта....
P.S. Отдельное спасибо автору за великолепную фотографию и трогательный рассказ...
царствие ей небесное....
Да, великая была балерина. Вечная память...
A great and wonderful moment!!!!!
Спасибо, Сергей, за память! Прекрасный снимок и очень интересный рассказ (как будто в свою молодость вернулся . . .)