ФотоФорум.ру - фото, форумы, фотогалерея, статьи о фотографии

Для полной функциональности сайта необходимо включить файлы cookie.

Для полной функциональности сайта необходимо включить JavaScript.

статьи

Словарь

Д.Зуев

Хочу купить хорошую камеру. Что выбрать?

С русской терминологией есть определенные проблемы из-за того, что все переводят по-разному, и очень часто перевод получается неточным. Терминология в русскоязычных инструкциях и каталогах также пока не устоялась.

Механическая камера - камера, имеющая чисто механический затвор, который работает без батареек. Механическая камера в этой терминологии может иметь и электронику (замер, программы), принципиально именно то, что затвор механический.

Электронная камера - камера, имеющая электронный затвор, не работающий без батареек. Как правило, электронный затвор современных камер в автоматическом режиме отрабатывает выдержки бесступенчато.

Электронно-механическая камера - камера с электронным затвором, которая без батареек может отрабатывать одну или несколько выдержек.

Zoom-объектив - объектив с переменным фокусным расстоянием. Качество современных zoom-объективов достаточно высоко. У недорогих zoom'ов обычно маленькая светосила, что уменьшает маневр при съемке (ограничивает диапазон выдержек, минимальную глубину резкости).

Байонетом - от французского "штык" - называется узел сопряжения объектива (lens) и корпуса/тела (body) камеры. До байонета использовалась резьба (двух типов), которая сохранилась в некоторых Зенитах до настоящего времени. Байонет по сравнению с резьбой имеет много плюсов, основные из них - возможность более оперативной замены оптики и удобство передачи информации от body к объективу. В настоящий момент фирма Canon использует байонет, в котором передача информации осуществляется чисто электронным способом, то есть никаких механически сопрягаемых элементов в их байонете нет (позже у Nikon тоже появились объективы со встроенным мотором, для которых не нужно механическое сопряжение для автоматической фокусировки). Существует много разных байонетов. У большинства серьезных фирм своя конструкция байонета, т.е. оптика для Nikon не подходит к Minolta. Байонет K помимо Pentax использует ряд других фирм, таких как Ricoh, Soligor (речь идет о механической совместимости).

EV (экспозиционное (световое) число) - условное число, однозначно характеризующее условия фотосъемки и служащее для определения экспозиции (задания пары выдержка/диафрагма).

DX-кодировка - данные о характеристиках пленки, специальным образом нанесенные на кассету и определенные места самой пленки. Используется для автоматического ввода в камеру светочувствительности, количества кадров, широты, а также для определения необходимых параметров в процессе автоматизированной обработки и печати с помощью современных минифотолабораторий.

Широта пленки - диапазон яркостей который линейно передается на пленке.

TTL (ТТЛ) - используется в двух немного отличающихся значениях, первое - это замер через объектив, второе значение - это система управления вспышкой, также использующая замер через объектив. Какое значение используется, обычно становится ясно из контекста. "Вспышечный" TTL позволяет определить величину импульса вспышки, необходимую для нормального экспонирования кадра, в данном случае замер происходит во время экспонирования при открытом затворе, датчиками в камере измеряется свет, отраженный от пленки и от камеры передается сигнал вспышке, по которому она прекращает импульс. В настоящий момент большинство известных фирм для управления вспышкой использует расширенные несовместимые друг с другом системы, это, к примеру, A-TTL и E-TTL у Canon, 3D-замер у Nikon, подобные системы являются более точными. Их смысл в более плотной интеграции управления камеры и вспышки. Hапример, вспышка дает предварительный импульс, система замера в камере определяет величину основного импульса, лишь после этого вспышка делает основной импульс. Такие системы позволяют получить очень точные результаты и сбалансировать освещение объекта и фона.

Выдержка синхронизации - минимальная выдержка при которой полностью открыт затвор, в настоящее время минимальная выдержка синхронизации механического затвора - 1/250, электронного затвора - 1/300. Съемка с традиционной вспышкой выдержками меньшими выдержки синхронизации невозможна.

Синхронизация с короткими выдержками - возможность использования вспышки при выдержках более коротких, чем обычная кратчайшая синхронизационная выдержка. В этом случае кадровое окно пробегающими шторками открыто не полностью, и что бы не получить на снимке вместо всего кадра лишь его узкую полоску длительность импульса приходится "растягивать" на все время пробегания щели перед пленкой. При быстрой синхронизации мощность вспышки резко (в разы) падает.

Zoom-вспышка - вспышка с возможность изменения угла охвата, позволяет оптимально расходовать энергию вспышки. Hеобходимый угол охвата зависит от используемого объектива.

Видоискатель с вынесенной точкой фокусировкой (long или high eye-point) - оптическая схема видоискателя зеркальной камеры, рассчитанная так, что резкое изображение образуется на значительном удаление от окуляра. Очень удобен для фотографов имеющих проблемы со зрением или работающих в очках.

Информация в видоискателе - обычно в видоискателе зеркальной камеры видны текущая выдержка и диафрагма, показания системы замера, готовность TTL-вспышки. В видоискателе P&S камеры как правило есть датчики в фокусе ли объект, готова ли вспышка, возможно что то еще.

Встроенный мотор - современные камеры с автоматикой имеют мотор для транспортировки пленки. Такой мотор в случае зеркальных камер позволяет снимать серии от примерно 1 кадра в секунду в бюджетных камерах до 10 кадров в секунду в профессиональных камерах. К некоторым камерам без мотора, например, к Nikon FM2, выпускаются внешние моторы.

Quartz Date (Q.D., DATE) - возможность впечатывать в кадр информацию в символьном виде, обычно текущую дату/время. Камеры известных фирм обычно выпускаются в двух вариантах, обычном и Q.D., Q.D.-вариант дороже на несколько десятков долларов.

Data (Command) Back - сменные управляющие крышки. Выпускаются к некоторым профессиональным зеркальным камерам, позволяют хитро управлять камерой (реализуют, к примеру, таймер-автоспуск, таймер длительной выдержки, хитрый брэкетинг (см. ниже) и т.п.) и впечатывать различную информацию в негатив.

Термины, имеющие отношение к экспозиции:

  1. Ручной режим - вручную задается выдержка и диафрагма (возможна подсказка со стороны камеры).
  2. Приоритет диафрагмы - диафрагма задается вручную, выдержка подстраивается автоматически (на основании замера).
  3. Приоритет выдержки - выдержка вручную, диафрагма автоматически.
  4. Автомат экспозиции - выдержка и диафрагма задаются автоматически, обычно есть возможность корректировать их и вручную.

Эти четыре пункта представляют полный набор экспозиционной автоматики. Также существуют программы экспозиции, например, "портрет", "спорт" и т.п. В них реализуются оптимальные, с точки зрения производителя камеры, установки диафрагмы, выдержки и, если есть, автофокусировки для часто встречающихся сюжетов. Также возможно варьирование типа замера. Все это также реализуется и вручную.

Экспокоррекция - возможность ввести поправку к экспозиции. То есть, все кадры будут сниматься с недодержкой или передержкой, это необходимо для съемки в автоматических режимах в сложных световых условиях (например, человека на фоне снега). Размер поправки задается в EV.

Экспозиционная вилка (bracketing) - возможность снять несколько (обычно три) кадров с разной экспозицией. В случае трехкадрового брэкетинга - один с недодержкой, один с передержкой, третий точно. Применяется в условиях сложного освещения, когда экспозамер не гарантирует наилучшего художественного результата.

AE-Lock/AF-Lock - возможность осуществить автоматические замер экспозиции/наводку на резкость, зафиксировать ("залочить") значения AE/AF, перекомпоновать кадр и нажать спуск. Эти функции используются в сложных световых/композиционных условиях.

Типы замера:

  1. Интегральный, матричный, многозональный и т.п. Смысл его в том, что кадр разбивается на зоны (от 2-6 зон в "недорогих" бюджетных камерах, до 14-16 в pro (профессиональных) и semi-pro (полупрофессиональных) моделях). Далее встроенным компьютером анализируются результаты и рассчитывается правильная экспозиция. В настоящий момент самый развитый замер у Nikon F5, у него 1005 датчиков и встроенный color-meter. Этот тип замера наиболее универсален.
  2. Центрально-взвешенный (средневзвешенный) замер, смысл его в том, что 20 процентов центральной зоны кадра дают 80 процентов экспозиции, 80 процентов нецентральной зоны дают 20 процентов экспозиции. Иногда используется соотношения 25/75, 30/70, 40/60. В некоторых камерах можно задавать различные соотношения. Этот тип замера широко использовался раньше, и к нему многие привыкли, так что он оставлен для совместимости.
  3. Точечный замер. Замер производится по зоне в 2.5 - 3 процента от площади кадра, иногда пишут, что размер зоны около 3 мм (в видоискателе). Hужен для съемки сюжетов со сложными световыми условиями. Его эффективность сильно зависит от того, какая оптика используется. Точечный замер не заменяет собой внешний spot-meter (зона в один градус) или экспонометр (подобные устройства рассмотрены ниже), но бывает очень полезен при оперативной съемке и обеспечивает хорошую точность.
    3.a. Частичный замер, то же что и точечный, но зона размером 6 - 9 процентов, "изобретен" Canon для бюджетных камер. Большой размер зоны сильно ограничивает его использование, особенно в случае широкоугольной оптики.

Термины, относящиеся к автофокусировке (AF):

AF позволяет автоматически фокусировать объектив, AF работает очень точно и в сложных условиях, при подсветке с камеры или со вспышки даже в полной темноте. Hаиболее продвинутые камеры (от Canon, Minolta, Nikon) позволяют фокусировать объектив не только по центру кадра, такие системы называются многоточечным AF. Системы автофокусировки бывают активными, когда расстояние до объекта определяется по характеристикам прохождения ультразвукового или инфракрасного сигнала или пассивными, когда точная наводка наводка соответствует максимальному контрасту, распознаваемому специальными датчиками. Каждая из систем имеет свои плюсы и минусы, сказать какая их них лучше нельзя. Hа любой системе можно построить точный автофокус. В некоторых камерах используется комбинированная система автофокусировки.

В зеркальных камерах как правило используют пассивную фокусировку, в темноте возможна подсветка. Распространены датчики пассивной фокусировки двух основных типов. Hаиболее универсальны крестообразные датчики которые измеряют контраст в двух перпендикулярных направлениях, такие датчики позволяют фокусировать в самых сложных условиях, например на поверхность состоящую из полос. В случае многоточечного AF иногда один центральный датчик крестообразный, остальные работают в одном направление (как правило вертикальном).

В случае P&S камер говорят о количестве шагов фокусировки, к примеру камера которая фокусируется на 1,5 метра и на бесконечность имеет два шага фокусировки, некоторые современные P&S камеры имеют до нескольких сотен шагов фокусировки. SLR камеры имеют фактически непрерывную автоматическую фокусировку.
Разделяют:

  1. Ручную фокусировку (при наличии AF возможна подсказка со стороны камеры, в фокусе ли объект).
  2. Режим AF одиночного кадра (фокусировка на статичный объект).
  3. Следящий режим AF (фокусировка с прогнозированием движения объекта).
  4. Комбинированный режим (автоматика выбирает между 2 и 3).

"Красные глаза" - иногда у людей на фотографиях бывают красные глаза. Они возникают из-за отражения от глазного дна красного спектра света входящего в широко раскрытый зрачок (через зрачок свет вспышки падает на глазное дно, там он частично поглощается, а непоглощенная красная часть спектра отражается наружу через зрачок). Появляется при съемке с фотовспышкой, если угол между оптической осью объектива и направлением вспышки меньше минимального значения. Самый простой способ борьбы с этим явлением вспышку каким-то образом отнести на некоторое расстояние от аппарата, именно поэтому с внешними вспышками на зеркальных камерах подобные проблемы редки. Если это невозможно, например в случае с P&S камерами, для борьбы с "красными глазами" делается предварительная засветка глаз вспышкой или яркой лампой, вспышка "моргает" перед основным импульсом (Red-eye reduction mode), в простейшем варианте используется мощный светодиод. Ряд простых мер также поможет уменьшить эту проблему, если вы применяете вспышку, используйте как можно более чувствительную пленку - желательно не ниже 400 ASA, тогда вспышка будет играть роль всего лишь подсветки, и возможность появления красного глаза значительно уменьшится. Перед спуском затвора можно попросить снимаемых посмотреть на что-нибудь светлое: белый лист бумаги, лампочку (обычную), в результате этого зрачок сократится. К сожалению рекламные заявления фирм производителей фототехники об полном искоренение "красноглазия" при съемках P&S камерами не соответствуют действительность. В рамках P&S борьба с ним затруднена и можно лишь уменьшить вероятность его появления. Также эта проблема сильно зависит от конкретного снимаемого, если люди у которых красные глаза могут появиться даже при съемках без вспышки. Очень неплохой способ избавиться от уже имеющихся на фотографии "красных глаз" - специальный фломастер, например такие выпускает фирма Hama.

Смотреть другие статьи о фотографии